"Лики любви": вид снизу

Вечером 18 января в московском Доме кино прошло закрытие Девятого Международного фестиваля "Лики любви". Молодежь из всех ликов любви предпочла вид снизу - "Порнократию"




В отсутствие всех победителей само награждение выглядело совершенно излишним. В этом смысле, возможно, более успешен был опыт 1997-1999 гг., когда фестиваль проводился как неконкурсный. Трудность выбора признала и председатель жюри актриса Лена Эндре, сказав, что жюри хотелось бы ввести по крайней мере пять специальных призов.

Хотя на нынешнем фестивале специальный приз был единственным, он состоял из двух статуэток. Их получили Сон Е-Дзин и Чо Сен-Ву - актерский дуэт южнокорейского фильма "Классика". Режиссер Квак Чже-Ён снял эту мелодраму о двух поколениях влюбленных с азиатскими актерами, универсальной для всех частей света историей и явным индийским колоритом. Как и полагается настоящей мелодраме, все в "Классике" романтически преувеличено, даже созданные с помощью компьютерной графики светлячки.

"Серебряную стрелу" за лучший романтический дуэт жюри фестиваля "Лики любви" присудило актерам датского фильма "Взгляни налево - увидишь шведа" Сидсе Бабетт Кнудсен и Бъорн Къеллман. Его режиссер Наташа Арти уже получила Главный приз жюри на прошлогоднем фестивале Американского киноинститута в Лос-Анджелесе, а Бъорн Къеллман был признан лучшим актером на фестивале в Карловых Варах. Арти использовала манифест "Догмы-95" как средство самоограничения, чтобы не увлечься красивыми платьями и оригинальными точками съемки, но сконцентрироваться на истории о том, как нужно следовать велению сердца. Именно так, в конце концов, поступает без пяти минут новобрачная Катрин, когда из Кении неожиданно возвращается Томсен, бывший парень ее неуравновешенной старшей сестры. В этом эмоционально насыщенном дуэте герои фактически говорят на разных языках: датском и шведском, но это никак не влияет на их способность понимать друг друга. Понять самих себя оказывается намного сложнее, и фильм рассказывает именно об этом.

Судьба приза за лучшую женскую роль была ясна с самого начала фестиваля. Никому из актрис не достался для воплощения такой сложный образ, как Саре Полли в испано-канадской работе "Моя жизнь без меня". Ее героиня медленно умирает на протяжении всего фильма, и в то же время она по-настоящему живет на экране. Эмоциональную силу характера героини следует приписать мастерству не только Полли, но режиссера и сценариста фильма Изабель Койше и его продюсера Педро Альмодовара. Помимо того, что "Моя жизнь без меня" завоевала множество канадских, испанских и международных призов, фильм выдвигался на призы Европейской киноакадемии в номинациях "Лучшая режиссура" и "Лучший фильм" 2003 г. и вскоре выйдет в российский прокат.

"Серебряную стрелу" за лучшую мужскую роль получил Ондржей Ветхий, сыгравший провинциального сердцееда-нотариуса в словацко-чешском фильме "Крутые радости". Режиссер фильма Юрай Нвота, известный в Словакии как актер и режиссер театра, поместил действие своего первого художественного фильма в тридцатые годы. Представляя "Крутые радости" зрителям фестиваля, Нвота сказал, что фильм - это посвящение поколению его родителей, для которых любовь была нелегким делом. Эту мысль и воплотил на экране Ондржей Ветхий, знакомый российскому зрителю по фильму Яна Сверака "Коля".

Главный приз фестиваля "Золотую стрелу" получила немецкая комедия "Освобожденная зона". Эта незатейливая история о жителях небольшого немецкого городка, чья жизнь полностью меняется благодаря новому игроку футбольной команды, мимоходом и с мягкой иронией затрагивает социальные и политические проблемы современной Европы. Главной заслугой режиссера-дебютанта Норберта Баумгартена стало то, что он сумел сделать конец фильма счастливым, но тем не менее неожиданным.

Таким же можно счесть и завершение самого фестиваля. По словам организаторов, за десять дней 40 фестивальных фильмов посетили 20 тысяч зрителей. Впрочем, самой большой популярностью пользовались не романтические комедии и мелодрамы, а привычно скандальная новая работа писательницы и режиссера Катрин Брейя "Анатомия ада" ("Порнократия"). Молодежь, которая составляла большую часть фестивальной публики, из всех ликов любви предпочла вид снизу.

Выбор читателей