Продавцы с железными нервами

Чем хорош торговый автомат? Он не хамит в ответ, не переспрашивает по сто раз, что именно вы хотите купить, а если вдруг закапризничает и не отдаст чипсы или забудет вернуть сдачу, его можно пнуть




Железными продавцами, то есть аппаратами по продаже всякой всячины: шоколадок, чипсов, кофе, колы и т.п. – сегодня вряд ли кого удастся удивить. Мы к ним уже привыкли и почти без страха отдаем бездушной машине свои купюры и монеты. Правда, иногда случаются накладки: то аппарат категорически отказывается принимать денежку, то сдачи от него не дождешься, то выбранная шоколадка застревает где-то в недрах агрегата и приходится применять грубую физическую силу. Но в целом эти "продавцы" работают удовлетворительно. Главное, в отличие от живых, не хамят и не переспрашивают по сто раз, что именно мы хотим получить за свои деньги.

Однако нельзя сказать, что торговые аппараты для нашей страны такое уж новое явление. Достаточно вспомнить довольно внушительные советские устройства по продаже газировки – те, что за одну копейку наливали стакан воды без сиропа, а за три – с сиропом. Кстати, эти автопоилки совершенно не отвечали требованиям санитарных норм, так как стаканчик, куда наливалась вожделенная влага, был не одноразовый, а стеклянный. Как следует вымыть его было проблематично, поэтому нам, детям, многие взрослые запрещали пить оттуда воду, запугивая страшными историями о микробах и разных неизлечимых болезнях, которые мы могли подхватить, утолив жажду газировочкой. Кроме того, с самими стаканами существовала и другая проблема – их частенько похищали любители сообразить на троих. Еще некоторые трудности возникали с медной мелочью, но это положение было исправлено установкой аппаратов, которые разменивали "серебро" на медяки.

Больше всего народ радовали, конечно, агрегаты пивные. Они, во-первых, в некоторой степени решали проблему очередей, во-вторых, пиво в автопоилке стоило гораздо дешевле, нежели в барах. Кружка – 20 копеек. Впрочем, полную кружку автомат никогда не наливал... Естественно, и здесь ни о какой гигиене речи быть не могло, но на это внимание уже мало кто обращал. К тому же, можно было налить пивка в принесенную с собой емкость. Некоторые запасались стеклянными банками, некоторые таскали с собой мерные пластмассовые кружки (такая была и у меня).

Еще я припоминаю автоматы, разливающие подсолнечное масло, газетные автоматы. А в южных городах, говорят, стояли аппараты, торгующие вином! "Спичечных" автоматов я что-то не помню, но были и такие. Зато однажды (еще при советской власти) я набрел в Москве на некий магазин самообслуживания, где вдоль стены стояли машины, отпускающие бутерброды, глазированные сырки и прочую нехитрую снедь. Вот такими были советские "жестянки"!

Постепенно эти чудеса отечественной инженерной мысли пришли в негодность. Вновь автоматы появились у нас только в конце 90-х годов и были уже импортными. Впрочем, как я недавно выяснил, первый торговый автомат у нас появился аж до революции. Более ста лет назад в Петербурге с помощью некого механизма фирма "Жорж Борман" собиралась продавать горожанам и гостям столицы шоколад в плитках. Торговые автоматы "от Бормана" весьма напоминали современные и в качестве оплаты принимали 15-копеечные монеты.

Вообще, торговать без участия человека придумали давно – еще в XVII в. в одной английской пивной был установлен торговый автомат по продаже табака для трубок. А родиной современных торговых автоматов стала Япония. Первый рабочий автомат там был сделан в 1904 году и продавал марки и открытки. Но широкое использование механических продавцов в Японии началось лишь после Второй мировой войны. В 50-е годы особым успехом пользовались торговые автоматы, разливавшие сок. Не меньшую любовь снискали кофейные автоматы с бумажным стаканчиком (сейчас, кстати, ими пользуются реже: японцам с их исключительной чистоплотностью подобная система в последние годы стала казаться недостаточно гигиеничной). В 1967 г., когда монетный двор выпустил монеты достоинством в 100 йен в дополнение к монетам меньшего достоинства, начался бум торговых автоматов; к 1998 г. их в Стране восходящего солнца было уже 5,5 миллионов. Хотя лидером по числу торговых автоматов Япония не является – эта честь принадлежит Соединенным Штатам. Тем не менее, в пересчете на душу населения в Японии их все же больше – один на 23 человека, по сравнению с 35 в США.

Современные "железные продавцы" сегодня торгуют: сигаретами, жевательной резинкой, презервативами, игрушками, интернет-карточками, различными горячими и холодными напитками... В той же Японии, например, с помощью автомата можно купить свежий воздух, а в Англии – одноразовые зонтики. Причем автоматы становятся из года в год все "умнее". Некоторые из них соединены телефонными линиями с компьютерами в конторах по сбыту, что позволяет компаниям мгновенно загружать информацию и узнавать, какие запасы остались в каждом из автоматов.

Неужели когда-нибудь искусственные продавцы окончательно заменят своих коллег из плоти и крови? С одной стороны, это вроде бы и неплохо, с другой – несколько печалит. Потому что живого общения в мире становится все меньше и меньше.

Выбор читателей