МИД ответил перед Госдумой за Катар

Депутаты удовлетворены действиями МИД по освобождению наших разведчиков, но подробностей не разглашают. Пока что суд в Катаре приостановлен, а серьезных доказательств вины россиян не обнаружено




Сегодня депутаты Госдумы обсудили ситуацию с нашими разведчиками, которых власти Катара обвиняют в убийстве экс-президента Чечни Зелимхана Яндарбиева. В 12:30 началась встреча с одним из заместителей главы МИД, Александром Салтановым, который осветил перед парламентариями положение россиян и меры по их освобождению, предпринимаемые ведомством. Заседание прошло в закрытом режиме.

После его окончания спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил журналистам, что депутаты удовлетворены действиями правительства. В частности, он заявил, что выступление Салтанова "как раз дает нам возможность убедиться в том, что правительство работает в этом направлении и предпринимает все попытки по освобождению российских граждан". Кроме того, он выразил надежду, что "этот вопрос будет продвигаться в позитивном направлении".

Вице-спикер Сергей Бабурин из фракции "Родина" выразился гораздо более конкретно. По его словам, замминистра "привел неопровержимые факты того, что российские граждане не имеют никакого отношения к этому убийству". "Нет никаких доказательств их причастности к делу, и это было официально заявлено нам сегодня. Я не могу пересказывать секретные данные, но с удовлетворением воспринял информацию Александра Салтанова", - добавил депутат. Кроме того, он отметил, что "это обвинение носит политическую подоплеку и направлено против крепнущих российских позиций".

Член Госдумы Валентин Варенников был категоричен: "Россия должна выступить с настоятельным требованием об освобождении незаконно арестованных российских граждан, против которых идет судебный процесс". А первый вице-спикер Любовь Слиска заявила: "Усилия нашей дипломатии говорят о том, что есть надежда на их высвобождение".

Однако подробности совещания парламентарии разгласить отказались, ссылаясь на закрытость обсуждавшейся информации.

За включение вопроса в повестку дня проголосовали 289 депутатов, решение пригласить представителя МИД было принято сегодня Yтром единогласно – судя по всему, к катарскому делу Дума отнеслась со всей серьезностью.

Пока что российская сторона еще не решила, будет ли она что-либо предпринимать по вопросу о пытках, которым подвергали россиян в Катаре. Напомним, что адвокат чекистов Дмитрий Афанасьев выдвинул предложение возбудить уголовное дело против свидетеля обвинения полковника Дауи, в котором россияне опознали непосредственного участника истязаний.

Сегодня в судебных заседаниях по делу Яндарбиева был объявлен перерыв до 2 мая. На предыдущих сессиях допрашивали свидетелей. "Это главным образом сотрудники правоохранительных органов Катара, которые не являются оцевидцами преступления, но участвовали в расследовании этого уголовного дела", - пояснил российский адвокат. По его словам, показания этих людей напрямую к убийству не относятся и в основном повторяют друг друга. Те же, кто должен непосредственно засвидетельствовать вину россиян, говорят путано и неубедительно.

Во вторник Афанасьев потребовал аннулирования ареста российских чекистов в соответствии с Венской конвенцией. "Мы основываемся на том, что арест был совершен на территории дипломатической резиденции России. По международному праву в этом случае должно применяться правило реституции. Это означает, что катарские власти должны передать захваченных граждан российскому послу, то есть вернуть стороны в исходное положение", - объяснил адвокат. Он добавил, что "обыск, произведенный на территории дипломатической резиденции РФ, также является незаконным, и по катарскому законодательству это означает, что материалы и протокол обыска должны быть изъяты из дела".

Сейчас российские адвокаты пытаются подключить к делу еще одного защитника – гражданина США. Это профессор Чикагского университета, египтянин по происхождению Шариф Басиуни. Он участвовал в более чем сотне уголовных процессов и номинирован на Нобелевскую премию за участие в создании Международного трибунала в Гааге.

Выбор читателей