Первый рэкетир земли русской

Соловей-разбойник – самый таинственный персонаж русского фольклора. По всей видимости, он был человеком – разбойником с большой дороги, обладающим необыкновенной способностью пронзительно и громко свистеть




Сказки я люблю и своему маленькому сыну читаю их с удовольствием. Но вот загвоздка – ребенок не перестает мучить меня вопросами о сущности сказочных персонажей. Не так давно мы с ним ломали голову над тем, каким образом русалка с хвостом забралась на дерево. Теперь же сын потребовал, чтоб я ему объяснил, кто такой Соловей-разбойник: "Папа, скажи мне, человек это, огромная птица или неведома зверушка?" Да черт его, этого Соловья, знает! Раньше я как-то над этим не задумывался. На старинной гравюре Соловей изображен в виде человека (явно не славянской внешности), который сидит на дереве, нехорошим глазом на Илью Муромца глядит и щеки раздувает. Никаких перьев, крыльев и прочих птичьих атрибутов у Соловья не наблюдается. В мифологии же и фольклоре Соловей-разбойник выступает как демон-противник богатырей, сражающий своих врагов громким свистом. Он сидит в своем гнезде – обычно на двенадцати дубах – близ проезжей дороги и никого не пропускает мимо. Его дети – черные вороны с железными клювами. В той былине, которую мы читали, сюжет был классический: ехал себе из города из Мурома в стольный град Киев Илья Муромец. Но заросла дорожка прямоезжая. Тридцать лет по ней проходу и проезду нет: не пускает никого Соловей-разбойник. Как засвистит злодей по-соловьиному, как заревет он по-звериному, как зашипит он по-змеиному – сразу темные леса к земле клонятся, а что есть людей – все мертвы лежат... Но богатырь на то и богатырь, чтобы гада проучить. В общем, одолел Илья Соловья (сбив каленой стрелой с дерева), привез его в Киев, показал боярам и князю Владимиру, поначалу не поверившему рассказу о поимке знаменитого разбойника. Князь попросил Соловья свистнуть. Разбойник просил попить, выпил три чаши – и свистнул так, что "могучие богатыри наземь попадали, а простые люди мертвы стали", а с княжеских палат "слетели крыша и вышки, лопнули связи железные". Разозлился Илья Муромец на Соловья и убил его – кинул "выше дерева стоячего, чуть ниже облака ходячего", и Соловей так грянулся оземь, что разбился насмерть.

Но сынишке непременно надо было нехорошего Соловья разъяснить. Делать нечего, пришлось наводить о Соловье-разбойнике справки. Оказалось, что вопросом идентификации сказочного персонажа интересуется не только ребенок, но и взрослые ученые мужи, по мнению которых, Соловей-разбойник – самый таинственный персонаж русского фольклора. Как пишет ученый XIX в. Ф.И. Буслаев, "само имя персонажа позволяет представить его и птицей, и человеком. Прямых описаний внешности Соловья былина не дает, его облик раскрывается только в действии, и на протяжении всего сюжета Соловей-разбойник поворачивается к нам то птичьей, то человеческой стороной". Во-первых, пресловутый Соловей восседает в "гнезде" на дубах, отчего у нас сразу возникает образ гигантской птицы. Во-вторых, завидев Илью, Соловей пытается погубить его своим смертоносным свистом. Это тоже наводит на мысль о пернатом чудовище. Сбив Соловья метким выстрелом из лука, богатырь кладет его поперек седла и везет в Киев. Дорога лежит мимо жилища Соловья. Члены семьи разбойника глядят в окошко и не могут разобрать: то ли Соловей везет незнакомого мужика, то ли мужик – Соловья. "Будучи побежден богатырем, он как бы сбрасывает с себя нечеловеческие, фантастические формы", – пишет фольклорист Б.Н. Путилов. В дальнейшем Соловей-разбойник уже ничем не напоминает птицу. У него, как у состоятельного человека, "широк двор", "высок терем", "палаты белокаменные", а также вполне человеческая семья: жена, дочери, сыновья, зятья. Он отговаривает домочадцев от попыток отбить его у Ильи, затем, в Киеве, разговаривает с князем Владимиром, требует себе чару вина, чтобы смочить запекшиеся уста". То есть здесь Соловей действует, как самый обыкновенный человек, но обладающей удивительной способностью убивать и калечить свистом. Да и, как уже было подмечено, на картинках и гравюрах, иллюстрирующих сказку, Соловей изображается именно человеком. Даже в той сцене, где он сидит в "гнезде, которое свито на двенадцати дубах". Кстати, в Тамбовской губернии крестьяне были уверены, что "Соловей был мужик, залезал на деревья, разбойничал".

Откуда же взялось мнение, что Соловей-разбойник имеет отношение к птицам? Скорее всего, из-за имени. Но в старину такое имя мог носить и человек. "Употребление названий животных разного рода в качестве личных имен, – писал А.И. Соболевский, – свойственно едва ли не всему человечеству. Древняя Русь знала его издревле". Например, в документах XV-XVII вв. фигурируют Баран Филиппов, Волк Курицын, Овца Владимиров, Паук Иванов, Жаворонок Лазарев, Анисим Скворец, Васька Воробей... В документах этого же периода встречаются дворянин Соловей Борщов, стрелецкий десятник Матюша Соловей Борщов, стрелецкий десятник Матюша Соловей и другие.

Ну а с Соловьем-разбойником, как пишет исследователь Ю.Морозов, все могло обстоять еще проще: разбойникам принято давать клички. И нет ничего странного в том, что какой-нибудь древний "отморозок" получил прозвище Соловей за особенное умение свистеть. Что же касается "сиденья на двенадцати дубах", то известно, что в стародавние времена кое-кто устраивал себе жилища на деревьях (Так, к примеру, неподалеку от польского города Торуня рос могучий дуб, знаменитый тем, что на нем какое-то время жили прусские крестоносцы). Да и разбойники частенько устраивали наблюдательные пункты и засады именно на деревьях. Между прочим, в 1890 г. газета "Московские ведомости" опубликовала корреспонденцию некого жителя города Карачева, который писал: "Местные старожилы помещики указывают даже то место, где было расположено "гнездо Соловья-разбойника". И теперь на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который, по преданию, сохранился от громадных девяти дубов, около которых жил Соловей-разбойник". Видите, даже точно место, где сей свистун проживал, указано. Кстати, некоторые исследователи, в частности академик Б.А. Рыбаков, полагают, что Соловей был не просто разбойником, а "жестоким и неразумным домоседом, владельцем земли, не позволяющим ездить через его леса".

Не менее любопытные исследования касаются и оружия Соловья, то есть его свиста. Свист разбойника описывается в былине трижды. Сначала о страшных последствиях свиста предупреждают Илью черниговцы, затем Соловей свистит, пытаясь остановить богатыря в лесу, и, наконец, очевидцами действия свиста и его жертвами становятся киевляне. Последствия свиста всегда разрушительны, однако ученые так и не получили четкого и целостного представления о характере его действия. Установлено было лишь, что свист Соловья действовал на природу и строения как сильный ветер, а на живых существ влиял больше психологически. Существует даже забавная версия, предполагающая, что Соловей обладал некой ультразвуковой установкой. Небольшое отступление по теме: на Королевских скачках в Лондоне однажды произошел такой инцидент: жокей, который мчался к финишу первым, вдруг почувствовал мощный звуковой импульс, пришедший, как ему показалось, со стороны трибуны. В тот же миг лошадь под ним резко дернулась, и всадник очутился на земле. Следствие довольно быстро нашло виновника и орудие преступления. Это было ультразвуковое ружье, вмонтированное в обыкновенный бинокль. Оно поражало на расстоянии 15 метров. С помощью оружия преступник и те, кто за ним стоял, намеревались "выбивать" фаворитов скачек ради получения выигрышей на тотализаторе. К чему я вспомнил этот случай? Да к тому, что Соловей с помощью свиста повалил коня Ильи Муромца. "Известно, – пишет Ю.Морозов, – что при облучении ультразвуком мелкие животные сначала проявляют беспокойство, затем впадают в шоковое состояние и умирают. У людей слабый ультразвук вызывает недомогание, усталость, головокружение, расстройства нервной системы; сильный ультразвук, по некоторым данным, может привести к параличу или смерти. Люди, подвергнутые воздействию инфразвука, ощущают дискомфорт, безотчетный страх, теряют равновесие; инфразвук тоже может быть смертелен. Более того, он способен вызвать сотрясение и разрушение твердых объектов. Главная же отличительная черта инфра- и ультразвука состоит в том, что они практически не слышны для человека, хотя их излучение может сопровождаться и слышимым звуком – например, тем же свистом... Иначе говоря, человеческая смерть, разрушение зданий и прочие инфра- и ультразвуковые эффекты показались бы непосвященному наблюдателю беспричинными, либо, в крайнем случае, ему было бы трудно объяснить их тем звуком, который слышен... это, если вдуматься, отличает и свист Соловья-разбойника. Былинный персонаж издает звук, который не оглушает, не "бьет" сопутствующей ему струей воздуха – а люди почему-то умирают, падают, дома трясутся и т.д.". Осталось только разобраться, откуда у былинного персонажа ультразвуковое ружье...

А вот историк Г.И. Босов, исследовавший язык свиста, которым пользуются для дальней связи многие народы, предположил, что в образе Соловья-разбойника нашли отражение какие-то смутные воспоминания о "свистящих" лесных племенах, некогда живших в муромских лесах. Ученый выяснил, что свист, издаваемый представителями этих племен, был слышим порой на расстоянии до 14 км и у близко стоящего человека вызвал болезненные ощущения. Впрочем, мотив смертоносного голоса или звука встречается также в демонологии казахов и киргизов, в фольклоре некоторых африканских народов, в легендах Древнего Египта... И хотя второго Соловья-разбойника в мировой словесности нет, но принципиальные элементы, из которых слеплен этот образ, ей известны. "И это, – отмечает Ю.Морозов, – дает основание считать, что свист былинного Соловья-разбойника восходит не к каким-то особым явлениям, а к неким вполне тривиальным жизненным обстоятельствам, многократно преломленным в творчестве разных народов в разные эпохи..."

И все-таки, несмотря на все оригинальные объяснения сущности Соловья-разбойника, этот былинный персонаж все равно остается загадкой. Поэтому до конца объяснить своему сыну, кто же такой на самом деле был таинственный свистун, я так и не сумел. Впрочем, ребенок вполне удовлетворился тем, что Соловей, по всей видимости, был человеком – "разбойником с большой дороги", как сказали бы сегодня, рэкетиром, обладающим необыкновенной способностью пронзительно и громко свистеть.

Выбор читателей