Блюз по-королевски

Более десяти минут оваций - так москвичи вчера провожали "на пенсию" легендарного Би Би Кинга. Прощальный концерт Короля - случай, согласитесь, особый




Вчера в ГКД при большом скоплении публики выступил легендарный Би Би Кинг. Концерты заезжих блюзовых знаменитостей случались у нас и раньше и, дай Бог, будут проходить и впредь, но прощальный концерт Короля - случай, согласитесь, особый.

Поначалу, впрочем, ничто на это не указывало: ни спекулянты, активно "сливающие" свободные билеты, ни деликатная 50-метровая очередь у Кутафьей башни, ни полупустой партер внутри. Ненавязчивый и довольно опосредованный мерчандайзинг в фойе, клэптоновские фонограммы в колонках да программки, которые разносили тетки в униформе - на этом список развлечений, предлагаемых скучающей в ожидании публике, исчерпывался. Несколько раз по залу прокатывалась вялая волна шлепков, призванных известить артистов, что зрители вообще-то уже собрались и ждут-с! Тем не менее начало концерта было отложено почти на час.

Когда свет наконец погас, наиболее предприимчивая часть публики переместилась поближе к сцене, отчего партер стал выглядеть совсем уже пристойно. Занавес расползся в стороны, взорам зрителей во всей красе предстал биг-бэнд, сопровождающий Би Би Кинга в туре. Ничего лишнего: медная группа, ритм-секция, гитарист и клавишник; игра последнего заслуживает отдельных теплых слов. Без виртуозных рэгтаймовых пассажей и пронзительных органных переливов "королевские" блюзы многое потеряли бы в красоте и выразительности… Очень удачно совпало, что в течение первых минут концерта, пока продолжались все эти зрительские шастания по залу, Кинг еще пребывал за кулисами и участники бэнда довели публику до нужной кондиции самостоятельно. Надо заметить, удалось им это "в легкую": потребовалась всего пара R&B-стандартов, так что появление Короля зал встретил дружной овацией. Музыкант сел на невысокий стульчик перед микрофоном, пододвинул к себе любимую черную гитару и принялся щедро делиться с москвичами Блюзом с большой буквы, берущим за душу и уводящим за собой, чистым, живым и искренним…

Весь вечер артист (и это было видно) пребывал в прекрасном настроении: несколько раз принимался болтать с публикой, живо реагируя на реплики с мест, много шутил, в том числе и насчет своего преклонного возраста и "последности" этого выступления, разыгрывал с музыкантами скетчи, активно вовлекая в них и зрителей. Раз, обратив очередную тираду в адрес некоей дамы в партере и не получив ответа, Кинг притворно вздохнул: "Она меня, кажется, не поняла! Ну да ладно, - заметил он добродушно, - я и сам-то свой английский не всегда могу понять…"

Обратившись к залу в другой раз, музыкант пояснил, отчего он выступает сидя. "Коленки стали слабые, не держат уже! Мне мои парни (кивнув на оркестрантов) несколько лет назад предложили: мол, если устал, так сядь и играй сидя! Ну, я с тех пор так и делаю"… Однако в экспрессии его выступление от этого ничуть не потеряло. Кинг то проникновенно пел веселые и грустные блюзы в своей знаменитой "молящей" манере, то рявкал в микрофон отдельные драйвовые фразы, сопровождая пение выразительной мимикой: поджимал губы, выпучивал глаза, хмурил лоб, качал головой, как бы внутренне с собой не соглашаясь или выражая недовольство взятой нотой, а в особо эмоциональные моменты шлепая ладонью по коленям. Его знаменитая гитара за много лет, кажется, тоже обретшая душу и понимающая хозяина с полуслова, под его руками стонала, хрипела, рыдала и даже… разговаривала. Один раз последовательность нот четко выстроилась в "My-Ba-by-Left-Me", и еще раз – "Be-cause-I-Lov’-You"…

Этот странный веселый старик в мешковатых брюках, полуоткинувшийся на спинку низенького стульчика и притопывающий в такт ногой в старомодном лакированном ботинке, просто сидел перед восхищенной публикой и играл свой блюз. И больше ничего. Другое дело, что полутора часов для такого концерта было, конечно же, ничтожно мало, но… Возраст музыканта практически исключал возможность каких-либо заигрываний с выходами на бис. Вместо этого Кинг просто отложил гитару, поднялся со стульчика и, прижав руки к сердцу, несколько раз преклонил седую голову в знак благодарности. Чувствовалось, что он действительно тронут. Что правда то правда - концерт был великолепным. Зал добрых десять минут рукоплескал легендарному музыканту, и только когда Би Би Кинг - Большой Блюзовый Король - в окружении друзей скрылся за кулисами, овации постепенно затихли.

Выбор читателей