Новый пассажирский "американец"

Новый американский автобус не обещает переворота в пассажирском обслуживании. Но все же он настолько хорош, что автолюбителям стоит обратить на него внимание




Североамериканская автобусная фирма АВС была основана семьей Корнелл в 1944 году. Первое время предприятие больше подходило под определение "дилерская контора", потому что занималось продажами, обслуживанием и ремонтом автобусов различных категорий со всех территорий Соединенных Штатов, Канады и Мексики. В 1972 году произошел качественный скачок, и ABC начала выпуск некоторых моделей автобусов других фирм.

Ей уже принадлежали несколько центров в США в различных штатах с головным предприятием, расположенным в Миннесоте. Тогда она начала сдавать автобусы в лизинг, причем за океаном уже стали появляться европейские машины, которые ABC адаптировала для североамериканского рынка и подгоняла под иные нормы и требования. Это касалось внешней светотехники, шумо- и виброизоляции, обзорности и иных параметров.

Все складывалось удачно, но экспансия "европейцев" за океан росла в геометрической прогрессии. Казалось бы, фирма должна была процветать, но европейские автобусы шли на экспорт уже адаптированными к новым требованиям и условиям эксплуатации. Дела фирмы АВС пошли хуже, но в 1983 г. она подписала контракт с бельгийской фирмой Van Hool, по которому брала на себя обязательства по адаптации голландских машин, их продаже, сервису и ремонту. Несколько лет ушло на подготовительные работы и окончательное переоборудование фирменных сервисных станций в пяти штатах: Миннесота, Нью-Джерси, Техас, Флорида и Калифорния.

И с весны 1987 г. на североамериканском континенте частенько можно было встретить непривычный автобус - Van Hool T 815. До этого времени поставки голландских автобусов в США носили нестабильный характер, а теперь у европейцев появился официальный дилер и, казалось бы, американцы должны были вздохнуть свободно. Мало того - дилер, голландские мастеровые наладили и производство самих машин и запасных частей к ним. Так получалось намного дешевле. Менялись модели - одна популярнее другой, но, к сожалению, их цены и цены на их обслуживание и ремонт были выше, чем у национальных производителей подобной техники. Финансовые дела АВС шли все хуже и хуже, и, в конце концов, контрольный пакет акций перешел к голландцам. Фактически с 1999 г. они стали владельцами американской автобусной фирмы, которая жива и поныне и развивается, постепенно захватывая все большую часть североамериканского рынка.

И вот совсем недавно специалисты АВС объявили о начале выпуска совершенно новой модели автобуса, очень мало похожей на привычные лайнеры Van Hool. Это автобус класса mid-size (по американской классификации).

Новинка может подходить для перевозки пассажиров, как в городских условиях, так и на междугородних трассах. Кроме того, при наличии специального оборудования он будет служить и как школьный автобус, и как специальный (например, для перевозки групп заключенных на дальние расстояния), и даже как "bus-shell" ("автобус-ракушка" в дословном переводе - чисто американский термин, означающий, что этот автобус не имеет никакого внутреннего оборудования, кроме водительской панели приборов). Такие bus-shell предназначены для постройки на их базе "домов на колесах", очень популярных за океаном. Этим занимаются многочисленные профилированные фирмы.

Капотная компоновка (причем оперение осталось родным, интегральным от Freightliner, только эмблема поменялась на АВС) облегчает обслуживание двигателя и узлов и агрегатов, расположенных в передней части, а упрощенный вариант оборудования позволяет продавать этот новый автобус в страны третьего мира. За основу было взято шасси Freightliner FB65 с подвеской Airliner и 22,5-дюймовыми колесными дисками и шинами Michelin, полностью переработано под установку на него нового автобусного кузова и отправлено в Европу. Здесь дизайнеры фирмы Van Hool вместе со своими коллегами из США колдовали над стайлингом новинки, и в результате получился весьма необычный для Европы, но привычный для Америки автобус М1000. Так назвали все семейство. Предполагается, что он будет выпускаться в двух вариантах по длине - 9000 и 1050 миллиметров. 9-метровый автобус имеет обозначение М1030, а 10-метровый - 1035. В стандартное оборудование входят затемненные на 20% боковые стекла, мощная климатическая установка, несколько хорошо видимых жидкокристаллических мониторов и качественный музыкальный центр. Окна выполнены неоткрывающимися, потому что отопитель и кондиционер всегда обеспечивают оптимальную температуру в пассажирском салоне. Двери открываются при помощи пневматики.

Двигателей и коробок передач в семействе много - в стандартное оборудование входят: 250-сильный двигатель Mercedes-Benz MBE 900 и автоматическая коробка передач Allison 240. По желанию заказчика двигатель может быть заменен на Caterpillar мощностью 210 лс или Cummins со 190 "лошадками", или более мощный Mercedes-Benz, а трансмиссий столько, что перечислять их нет смысла. Добавим лишь, что за отдельную плату можно оборудовать пассажирскую левую дверь специальным подъемным лифтом для инвалидов-колясочников, но это может быть установлено на любой другой американский автобус.

В Европе мы, конечно, эту машину не увидим, потому что она создавалась только для внутреннего рынка и его многие параметры не соответствуют европейским нормам, но некоторые модификации могут появиться, хотя такие автобусы здесь популярностью не пользуются. Скажем лишь, что цена модели со стандартным оборудованием не превышает $105 тыс., что на $10-15 тыс. дешевле любого другого американского автобуса подобного класса.

Выбор читателей