Голливуд нуждается в нашей помощи

В "Спартанце" все действуют просто и максимально эффективно. Цель оправдывает средства. Нужно кого-то пытать – пытают. Нужно ради дела убить ни в чем неповинного полицейского – убивают, не задумавшись ни на секунду

Спартанец (Spartan)
США, 2004
Режиссер: Дэвид Мэмет
В ролях: Вэл Килмер, Дерек Люк




Когда царя Спарты Леонида просили о военной помощи, он присылал одного спартанца. Когда у него просили денег займы, он давал один рубль. Когда у него спрашивали, как пройти куда-либо, он всегда отправлял спрашивающих в одном и том же направлении, независимо от вопроса. Хороший был царь. Щедрый и добрый. Ведь мог бы и убить. Правда, где теперь эта Спарта? И где этот Леонид?

Похищена дочь президента США. Вернее, сначала она просто пропала, но ответственный народ, естественно, начал надеяться на худшее и оказался прав. Поисками занимается много людей. Один из них – Вэл Килмер. Строгий мужчина. Суровый. Супермегаспецназовец и сотрудник секретной службы США.

Быстро прощупав все окружение, выходят на след. Дочка – девица та еще была: путалась со своим университетским профессором, для остроты ощущений подрабатывала на сдельной оплате в публичном доме. Внимания ей папиного не хватало. "Отравлюсь – пусть мама плачет!"

Однажды она с приработков не вернулась. Поначалу секретная служба начала грешить на профессора да на бойфренда, последнего даже успели попрессовать немножко, а профессора просто не успели найти – повезло мужику. Но выяснилось, что дочку умыкнули арабы. И вовсе не террористы, а работники "сферы обслуживания", снабжающие "живым товаром" публичные дома в Эмиратах. Они обычно девочек доставляют из Европы, но случается, что и из Америки. Бедные сутенеры ни сном ни духом, кого они в этот раз похитили. Девка как девка. Симпатичная. Крашеная блондинка. Клиенты таких любят...

Что они сделают, когда выяснят личность – обделаются и с извинениями отпустят? Или тихо задавят и прикопают в песках? Спецслужбы полагают, что второй вариант более вероятен.

Хотелось бы сказать, что папа девочки рвет, мечет и потрясает ядерной бомбой. Но это будет неправда. Папа просто не в курсе – он занят политикой и трахами на стороне. Мама тоже не в курсе – она занята бутылкой виски. В общем, оказывается, что похищенная девушка если кому и нужна, так это Вэлу Килмеру.

Уже набитый под завязку вооруженными людьми самолет готовится вылететь на Ближний Восток, но в этот самый момент в океане находят яхту пропавшего профессора и два трупа: его и дочки президента. Не повезло таки работнику академического фронта. А не фиг!

Все дружно говорят "уф!", успокаиваются и расходятся по домам. Кроме Вэла Килмера, который подозревает, что дело тут нечисто. Да и как он может думать нечто иное, если его постоянно пытаются убить?!

Знаете, что главное в любом фильме? Уважение к зрителю. Зверь это настолько редкий в последние годы, что хочется простить "Спартанцу" все остальные слабости. Сделать это тем легче, что их почти и нет. Фильм, как спринтер, сходу набирает максимальную скорость и несется на ней до самого конца, уже как стайер. Пару раз притормаживая, но ни разу не остановившись. Выстроено все классически безукоризненно. На память приходят "Три дня кондора", "Загнанный" или "Беглец".

Нам не пытаются рассказать про предыдущую жизнь героев, про их прошлое, объяснить мотивацию. Предполагается, что мы и так поймем. А кто не поймет... в сад! Люди действуют просто и максимально эффективно. Цель оправдывает средства. Нужно кого-то пытать – пытают. Нужно ради дела убить ни в чем неповинного полицейского – убивают, не задумавшись ни на секунду.

В целом подход напоминает Серджио Леоне. У того различия между плохими и хорошими заключались в том, что плохой ограбит и убьет, а хороший ограбит, но оставит в живых. Встречаться лицом к лицу ни с плохим, ни с хорошим не хочется. Нечто подобное нам издалека показали в "Осаде", но испортили концовку плаксиво-патриотичными речами Дензела Вашингтона.

Дэвид Мэмет – очень серьезный мужчина. Пока такие есть в Голливуде, что бы там старенькая Европа и мозгом не понятная Россия ни говорили, тот их всех переживет. Причем многократно. Правда, раньше Мэмет в основном по сценариям специализировался ("Гленгарри Гленн Росс", "Хвост виляет собакой", "Почтальон всегда звонит дважды", "Неприкасаемые", "Ганнибал", "Ронин", "Мы не ангелы"). А тут – режиссура. Но старик оказался на высоте, переплюнув собственное же "Ограбление". Причем, если главной фишкой его сценариев были диалоги, на сей раз он показал, что может обойтись и почти без них. Пусть и не совсем:

Скотт: Как они подделали ДНК?
Спецагент: Сегодня не нужно подделывать ДНК, нужно просто выпустить пресс-релиз.

Кертис: Я пытался помочь и облажался.
Скотт: А именно тогда люди обычно и лажаются.

Килмер просто молодец. Он движется, говорит, смотрит и даже думает абсолютно органично и достоверно. Так хорошо он не смотрелся со времен "Схватки" или даже "Тумбстоуна".

PS. В Штатах фильм собрал чуть больше четырех миллионов. Обидно. Поддержим хоть мы зарубежного производителя!

Поддерживать ходим в московские кинотеатры с 30 июня.

Выбор читателей