Оживший Сумрак

"Ночным дозором", который монтировался в Америке на студии, где Тарантино заканчивал "Убить Билла", можно гордиться так же, как Машей Шараповой, которая с семи лет тренируется в Америке, но выиграла Уимблдон для России

Ночной дозор
Россия, 2004
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Галина Тюнина, Валерий Золотухин


Фото: kinokadr.ru



"Жил-был на свете Антон Городецкий. Бросила жена, он грустил не по-детски..." – краткое содержание фильма "Ночной дозор" следует сразу за ним, в виде финального рэпа. Для тех, кто сразу не врубился в противостояние Светлых и Темных сил на ночных московских улицах, или для тех, кого захватил вихрь из 30 тысяч нарисованных на компьютере ворон.

Для большинства зрителей рэп-пересказ в лучшем случае – невинный стеб, в худшем – издевательство над святыней. Для них "Ночной дозор" – явление порядка "Властелина колец" или там "Гарри Поттера". Трилогия из "Дозоров" ("Ночной", "Дневной" и "Сумеречный") – самое "кинематографичное" произведение Сергея Лукьяненко, одного из лучших российских фантастов последних лет. "Ночной дозор" ждут, ему перемывают косточки на многочисленных форумах, до его премьеры отсчитываются секунды, за неделю до выхода фильма его сайт – в горячей двадцатке русского Интернета.

Это уже успех. Не как у "гадкого утенка" – триумфального "Возвращения", не как у бандитской сенсации – "Бумера"; успех ожидаемый и тщательно просчитанный. "Ночному дозору" совершенно определенно предстоит побить кассовые рекорды "Бумера", "Антикиллера" и может быть даже "Брата". И дело здесь, разумеется, не только в книге, которая сама по себе хороша. Фильм сгустил краски и оживил Сумрак.


Фото: kinokadr.ru

Фантастику в России не снимали давно. Собственно говоря, почти не снимали вообще. Для детей были "Отроки во Вселенной" и "Гостья из будущего", для взрослых – "Человек-амфибия" и "Голова профессора Доуэля". Наконец-то поколение, выросшее на "Звездных войнах", дождалось своего Лукаса.

Тимур Бекмамбетов забыл провальные "Гладиатрикс", снятые для мэтра трэша Роджера Кормана, но зато вспомнил золотые деньки "Банка Империал". Отличительной чертой его рекламных роликов было то, что они не надоедали после первого же просмотра. Эту увлекательность Бекмамбетов перенес на большой экран, отдав должное совсем-не-скрытой-рекламе, сопрягая мифическую битву Добра и Зла с горящим неоном логотипом телефонной компании и безо всякого усилия включая слоган марки кофе в диалог персонажей. Он явно наслаждается возможностью рассказать историю в ярких и сочных образах и снимает размашисто. Bekmambetov-style. При этом режиссер не упускает деталей, среди которых – отличная, хотя и не совпадающая с образом в книге, роль Гоши Куценко, инфернальная кукла Машенька на тонких паучьих ножках и комическая семейная пара в самолете.


Фото: kinokadr.ru

Из циничного рекламного бизнеса в фильме – и щедрая доля иронии, которой не было в романе Лукьяненко. Разумеется, не обошлось без цитат и аналогий: флуоресцентная лампа как клон джедайского меча, хичкоковские птицы и очки водителя безумного ЗИЛа Семена (Алексей Маклаков) – помесь "Людей в черном" и героя Кевина Спейси с планеты "Ка-Пэкс". Ирония и саморефлексия разбавляют пафос битвы Добра со Злом, хотя продюсер Эрнст напоминает, что фильм-то вовсе не про вампиров и оборотней, а про нашу жизнь. Кстати, это – сильная сторона "Дозора", не метафора жизни, конечно, а сама жизнь. "Ночным дозором", который монтировался в Америке на студии, где Тарантино заканчивал "Убить Билла", можно гордиться так же, как 17-летней Машей Шараповой, которая с семи лет тренируется в Америке, но выиграла Уимблдон для России.

Фильм настолько отрабатывает свой беспрецедентный для отечественного продукта бюджет, что каждый кадр читается как отчет о проделанной работе. При этом количество спецэффектов работает и на "Дозор", и против него. Учитывая лихость сюжета и насыщенность кадра, два часа зрелища не только не кажутся долгими, но их явно мало, чтобы вместить все, что хотелось бы создателям (фанатам остается надеяться, что оставшийся материал войдет в сериал или DVD-версию). Кроме того, бурно развивающееся действие и изощренные спецэффекты делают почти ненужными собственно актеров. Тем не менее, Константин Хабенский в роли Антона Городецкого совершенно заставляет забыть шлейф своих сериальных работ.


Фото: kinokadr.ru

Актерский состав экранизации – традиционная наживка для поклонников книги, и одно только участие в съемках Жанны Фриске и Владимира Меньшова гарантирует бои, подобные сражению Светлых и Темных сил. Героине Фриске Алисе отведено значительное место в "Дневном дозоре"; в ее способности вытянуть роль еще предстоит убедиться, те же пять минут, что певица присутствует на экране в "Ночном дозоре", она никак не портит. К тому же, участие ее и Лагутенко в ролях Темных Иных подтверждает всегдашнюю уверенность простого обывателя в том, что половина российской эстрады – ведьмы, а вторая половина – вампиры.

Владимир Меньшов в роли шефа Светлых – работа более спорная. Хотя, если поверить, что Великий Гесер "был замминистра в СССР" (а Сергею Лукьяненко в этом утверждении нет причин не доверять), то его внешность чиновника средней руки оказывается вполне адекватной должности начальника "Горсвета".

Впрочем, все это уже не важно. 8 июля, как обещает хлесткий слоган "Ночного дозора", мы все "станем иными". Этот фильм с внятной историей, захватывающими эффектами и знакомыми лицами больше, чем что-либо, убеждает в возрождении отечественного кино – с помощью отечественного же телевидения. Фильмы вырастают из сериалов, режиссеры приходят из рекламы, а актеры – из шоу-бизнеса. Кино начинает функционировать как индустрия – с саундтреками, футболками, карточными и компьютерными играми и прочей сопутствующей дребеденью.

Вторая часть "Дозора" уже снята, третья на подходе. И это – не из области фантастики.

Выбор читателей