У Масхадова шансов нет

Масхадов не заслуживает того внимания, которое сегодня ему пытаются уделять СМИ, его претензии на власть беспочвенны. Но пока в России есть политики, спекулирующие на теме переговоров, он не успокоится




В последние дни оба лидера чеченских боевиков выступили с заявлениями. Если Басаев, называющий себя "эмиром" бригады смертников, пообещал устроить еще один захват заложников, то Масхадов вновь заявил о возможных переговорах с Москвой. При этом президент несуществующей Ичкерии утверждает, что Кремль находится в растерянности.
Возможны ли переговоры с главарями боевиков сегодня? На этот и другие вопросы в беседе с корреспондентом "Yтра" отвечает секретарь Совбеза Чечни Рудник Дудаев.

"Yтро": Рудник Умалатович, снова звучат угрозы и призывы из бандитского подполья. Как к этому относиться?

Рудник Дудаев: К заявлениям Масхадова я отношусь как к претензиям человека, у которого была уникальная возможность сделать что-то хорошее для чеченского народа, который в силу исторических событий стал во главе республики. Он мог влиять на ситуацию, но не сделал ничего, а сегодня говорит о том, что только он может исправить ситуацию и мир в Чечне зависит от того, будут ли с ним переговоры. Все это беспочвенно. Он упустил свой шанс. Однако сегодня озвучивается не только тема переговоров с Масхадовым. Есть ряд людей, которые пытаются набрать политические очки, заявляя в СМИ о необходимости переговоров с той стороной. Хотел бы я на них посмотреть за столом переговоров с Басаевым... Но пока в России есть такие политики, тема переговоров будет озвучиваться в том или ином виде. Я считаю, что пора уже исключить все спекуляции на эту тему. Когда кто-либо из общественных деятелей по разным причинам решает озвучить тему переговоров, у той стороны появляется надежда. Отсюда все и идет.

"Y": В последнем масхадовском заявлении говорится о "растерянности Кремля"...

Р.Д.: Это банальная спекуляция. Масхадову надо же хоть что-то говорить. Я только что вернулся с заседания оперативного штаба в Москве. Никакой растерянности там не было.

"Y": Лидеры экстремистов используют избитый прием: один – "плохой" Басаев – грозит терактами, второй – "хороший" Масхадов – на этом фоне предлагает переговоры.

Р.Д.: Дело в том, что Масхадов и Басаев – две совершенно разные фигуры. И Басаев никогда не считался с Масхадовым ни как с президентом, ни как с человеком. Можно допустить временное совпадение их интересов, но не более того. Басаев считает себя самостоятельной фигурой, и я не вижу оснований к тому, чтобы эти двое нашли взаимопонимание.

Но главное в том, что Масхадов не заслуживает того внимания, которое сегодня ему пытаются уделять СМИ. И в прошлом году, и ранее я говорил, что переговоры с Масхадовым как с политическим деятелем исключены, и на этом можно поставить точку. Он не сумел сохранить себя как креативную личность, как президента Чечни. Его претензии на власть беспочвенны, ведь Масхадов – никто. Другое дело, если бы он предпринимал какие-то шаги по защите обманутого народа, доверие которого он не оправдал. Но он не делает и этого.

"Y": Можно ли сказать, что проводимый в Чечне курс на сохранение преемственности политике Кадырова вызывает ярость бандитов?

Р.Д.: Объективно ситуация такова, что нужно быть готовыми ко всему. Здесь продолжается контртеррористическая операция, интенсивность которой зависит от различных факторов, в том числе от подпитки, поступающей боевикам из-за рубежа, от времени года. К сожалению, продолжаются вылазки бандитов и боестолкновения. Я не сказал бы, что это активизация, скорее, дежурно сложная ситуация. Вот факты: с начала 2004 г. в Чечне совершен 121 подрыв, в результате чего убито 29 человек и ранено 185 – речь идет о военных и сотрудниках милиции. Убито 162 человека. Похищено 213 человек, из которых 17 женщин. Пропало без вести 68 человек, в том числе 23 женщины. Совершено 141 вооруженное разбойное нападение.

"Y": При Кадырове речь шла о передаче дополнительных функций чеченской милиции. Сейчас этот вопрос снят с повестки дня?

Р.Д.: Имелось в виду, что чеченскую милицию надо активно использовать в мероприятиях по восстановлению нормальной жизни. Однако милиция только проходит этап становления, и нам предстоит сделать очень многое. Есть претензии и к кадровому составу, и к самому подбору кадров. Не всегда военная составляющая власти в республике считает необходимым согласовывать свои действия при проведении мероприятий с органами внутренних дел Чечни, которые дислоцируются на местах. Но речь не шла, чтобы управление всей операцией передать МВД Чечни. Оно просто не потянет такую миссию.

...Что нужно сделать ради мира в Чечне? Проблемы у нас все те же. Вот накануне и.о. президента ЧР Абрамов собрал силовиков, и речь снова шла о том, что пропадают люди. Опять у входа в комплекс правительственных зданий женщины устроили митинг протеста. В Атагах забрали троих молодых людей. Один из них – студент, вернулся на каникулы из Ессентуков. Его забрали, как утверждают женщины, представители федеральных силовых структур. Проблема безопасности людей продолжает быть острой, но далеко не всегда федеральные структуры виноваты в этом. В Чечне есть местные группировки, которые промышляют похищениями. Скоро состоится еще одно заседание оперативного штаба, где снова будет обсуждаться эта проблема.

Есть законы, нормативные документы, наконец, приказ №80, определяющий порядок проведения спецмероприятий в Чечне – их нужно соблюдать командирам всех подразделений и требовать соблюдения от подчиненных. Тогда не будут бесследно исчезать люди, и военные не будут совершать преступления против гражданского населения. Ведь погибла при обстреле семья в Сержень-Юрте, при минометном обстреле в Шали погибли люди. Перед этим в Ведено при бомбежке попали в дом – погибли мать и пятеро детей мал мала меньше. Так мы воюем с боевиками...

Если мы хотим завоевать доверие населения, надо исключить подобные акты. Доходит до того, что в Чечне арестовывают силовиков за убийства мирных жителей и издевательства над жителями, предают суду, а присяжные их оправдывают. Словом, дальше некуда. Эти и многие другие примеры свидетельствуют о том, что у нас в стране не работает правоохранительная система. Она охраняет право отдельных лиц, вот и все.

Выбор читателей