От тюремных оков Бобби Фишера спасут брачные узы

Президент Японской федерации шахмат неожиданно заявила, что уже четыре года находится в близких отношениях с 61-летним гроссмейстером и собирается выйти за него замуж, чтобы спасти его от тюрьмы и депортации в США




Скрывающегося 12 лет от американского правосудия, загнанного в угол экс-чемпиона мира по шахматам Бобби Фишера, который в данный момент пребывает в японской тюрьме г. Усику, могло спасти только чудо… и, кажется, оно произошло. Неожиданно для всех президент Японской федерации шахмат Мииоко Ватаи объявила, что собирается выйти замуж за 61-летнего гроссмейстера и тем самым спасти его от принудительной высылки в США и тюремного заключения.

Представитель 59-летней японской шахматной чемпионки сообщил, что Ватаи находится в близких отношениях с Фишером с 2000 г. и сегодняшнее решение о женитьбе - лишь логичное продолжение их тайного романа.

Ранее Фишер уже отказался от американского гражданства, лично позвонив в посольство Штатов в Японии. Кроме того, он отправил письмо Колину Пауэллу с просьбой принять его отказ. Расчет гроссмейстера таков, что в случае удовлетворения его требования он на время станет лицом без гражданства, а его сторонники будут добиваться в ООН предоставления шахматисту статуса беженца. Женившись затем на Мииоко Ватаи, Бобби Фишер сможет просить политического убежища в Японии или любой другой стране мира, которая согласится его принять.

Правда, пока неясно, разрешат ли экс-чемпиону сыграть свадьбу под стражей и сможет ли Фишер, женившись на японке, избежать депортации в США. Во-первых, ситуацию осложняют сведения о том, что он якобы уже имеет законную супругу - одна из газет Манилы ранее сообщала, что у заключенного уже есть жена-филиппинка и дети от нее. А во-вторых, американские власти заявляют, что смена гражданства не спасет Фишера от преследования.

Опальный гроссмейстер вынужден был скрываться несколько лет после того, как в Америке против него было возбуждено дело по обвинению в нарушении закона о санкциях в отношении бывшей Югославии. Дело в том, что в 1992 г. Фишер сыграл там матч с российским шахматистом Борисом Спасским и получил за победу $3,3 миллиона. В Штатах расценили это как незаконную экономическую сделку с Белградом, и теперь Бобби Фишеру за проступок грозит десять лет тюрьмы и штраф в размере $250 тысяч.

Впрочем, Вашингтон был разозлен не только этим инцидентом. Знаменитый шахматист прославился еще и многочисленными антиамериканскими и антисемитскими выступлениями. К примеру, вскоре после терактов 11 сентября в интервью филиппинской радиостанции он заявил, что приветствует удары по Нью-Йорку и Вашингтону и вообще не против, чтобы Америка была стерта с лица земли.

Кроме того, ФБР давно подозревало его шпионаже в пользу СССР. Спецслужбы предполагали, что он был завербован КГБ во время приезда в Москву еще в 1958 году.

Экс-чемпион был задержан 13 июля 2004 г. в токийском международном аэропорту Нарита, откуда пытался улететь на Филиппины, поскольку оказалось, что его паспорт был аннулирован. Фишер уверяет, что ничего не знал об этом, и называет свое дело политической расправой. Арестованного поместили в камеру предварительного заключения, и сейчас он ожидает депортации в США. Мятежный чемпион пока не теряет присутствия духа и уже дважды обращался к японским властям с просьбой не выдавать его.

Не так давно немецкие шахматисты обратились к властям ФРГ с просьбой предоставить коллеге политическое убежище. Они обещают обеспечить его жильем и средствами для проживания. Под письмом на имя министра внутренних дел страны Отто Шили поставлено около 100 подписей.

На защиту давнего соперника встал и бывший чемпион мира гражданин Франции Борис Спасский. Он заявил, что если его соперника отправят в тюрьму, то он просит американское правосудие посадить его вместе с ним. В 1992 г. Спасский допустил то же правонарушение, что и Бобби Фишер: вопреки существовавшему тогда эмбарго на поездки в бывшую Югославию он поехал в эту страну, где сыграл матч с Фишером.

В письме Джорджу Бушу гроссмейстер охарактеризовал опального коллегу как трагическую личность и написал: "Я не пытаюсь защищать или оправдывать Фишера. Он такой, какой есть. Прошу только снисхождения к нему. Я виновен в том же, что и он. А потому, если помилование невозможно, арестуйте меня и посадите к нему в камеру. Единственное, что я прошу в таком случае, чтобы мне разрешили взять с собой в тюрьму шахматы".

Выбор читателей