Московскому авиаузлу грозит кризис перепроизводства

По итогам августа Домодедово обогнал Шереметьево по пассажиропотоку. Однако нет никаких гарантий, что Домодедово не окажется в той же ситуации, что и Шереметьево - ведь аэропорт не резиновый




С приходом в нашу страну рыночных отношений отечественные аэропорты, пожалуй, оказались одними из последних в списке госпредприятий, вступивших в конкурентную борьбу. Соревноваться с Шереметьевом, самым современным российским аэропортом, дотягивающим до европейских стандартов, было просто некому - другие московские аэропорты сначала переживали период перестроечной стагнации и просто боролись за выживание, а выжив, так и остались на вторых ролях. Ситуация в Московском авиаузле (МАУ) начала кардинально меняться, когда бывший третьесортный преимущественно грузовой аэродром Домодедово был полностью перестроен и реконструирован и заявил о себе как о сопернике №1 коллег из Шереметьева.

Конкуренция между аэропортами, как известно, в основном заключается в привлечении как можно большего числа авиакомпаний и, соответственно, пассажиров. Но если количество обслуживаемых авиаперевозчиков - величина в какой-то степени относительная (есть авиакомпании, насчитывающие всего два-три самолета), то объем пассажиропотока в гораздо большей степени характеризует возможности аэропорта и его привлекательность для потенциальных партнеров. И по количеству обслуживаемых авиакомпаний, и по частоте приемки-отправки рейсов, и по пассажиропотоку Шереметьево продолжает занимать ведущие среди российских аэропортов позиции. Однако последние два года жесткой конкуренции с Домодедовом ознаменовались переходом сюда из Шереметьева ряда авиакомпаний, в том числе таких как British Airways и SwissAir. Впрочем, источники "Yтра" в Минтрансе полагают, что Шереметьево особенно не боролся за этих клиентов, поскольку его возможности по обслуживанию таких объемов пассажиропотока оказались исчерпаны.

Кроме того, по мнению собеседников "Yтра", определенную роль в переходе ряда компаний в Домодедово играет нешуточная интрига в отношениях между аэропортом Шереметьево и авиакомпанией "Аэрофлот", которая является национальным авиаперевозчиком и главным стратегическим партнером Шереметьева. Последние годы национальный перевозчик, в полной мере оправдывая свой статус, увеличил самолетный парк, и главное - повысил объемы перевозок, а руководству базового аэропорта должно идти навстречу своему стратегическому партнеру. Кроме того, в мае этого года "Аэрофлот" вступил в международный авиационный альянс SkyTeam, в который входят Air France, Delta Air Lines, AeroMexico, Alitalia, Czech Airlines и Korean Air. Все эти авиакомпании также базируются в Шереметьеве, так что руководство аэропорта, даже если бы и хотело, не сможет разгрузить свои терминалы.

Что касается Домодедова, то его успехи в борьбе за первенство в Московском авиаузле имеют две стороны. Для руководства, пережившего второе рождение аэропорта, весьма престижно заполучить перевозчиков с мировым именем. Стремясь обогнать Шереметьево по пассажиропотоку, Домодедово в августовских показателях добился-таки желаемого и переправил 1 млн 547 тыс. 597 человек, в то время как его конкурент обслужил 1 млн 512 тыс. пассажиров. Причем, по прогнозам многих экспертов, с учетом тенденции увеличения количества авиакомпаний в Домодедове, опережающий рост пассажиропотока в этом аэропорте сохранится. Но те же эксперты не дают никаких гарантий, что Домодедово с такими темпами скоро не окажется в той же ситуации, что и Шереметьево - ведь и Домодедово не резиновый. Не лишним будет вспомнить, как прохладно его руководство отнеслось этим летом к перспективе принять у себя те чартерные авиакомпании и рейсы, от которых планировал отказаться главный конкурент - Шереметьево. Тогда специалисты открыто констатировали опасения хозяев Домодедова за пропускные возможности аэропорта.

Учитывая ситуацию, в которой центр тяжести авиаперевозок в Московском авиаузле постепенно распределяется между двумя ведущими аэропортами, при одновременном стабильном росте пассажиропотока в каждом из них, можно предположить, что амбиции руководителей двух главных ворот страны не поспевают за обстоятельствами, и наши аэропорты оказались не вполне готовы к гармоничному вступлению в мировой рынок авиаперевозок. Иными словами, не исключено, что столичному авиаузлу пока светит не превращение в хаб, а кризис перегрузки пассажиропотоком.

Выбор читателей