Планам Путина сбыться не суждено

В скором времени высокие нефтяные цены перестанут служить залогом роста экономики России, а потому красивая идея удвоения ВВП через несколько лет будет спущена на тормозах и тихо забыта




На минувшей неделе в очередной раз была подвергнута сомнению одна из базовых идей, поставленных во главу экономической политики нынешнего руководства страны. Выступая с докладом на слушаниях "О прогнозе социально-экономического развития России до 2007 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2005 год" в комитете Совета Федерации по бюджету, глава департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Андрей Клепач фактически обосновал невозможность решения президентской задачи по удвоению ВВП в 10-летний срок.

В его докладе прозвучала цифра среднегодового роста экономики в период 2005-07 гг., составляющая 6,3%. Этот прогноз базируется на среднегодовой цене российской нефти $28 за баррель; в случае падения ее до $24/барр. темпы экономического роста должны снизиться до 4,3%. Другим важнейшим замечанием стало то, что в скором времени и высокие нефтяные цены перестанут служить залогом экономического роста, поскольку перспективы развития нефтедобычи и экспорта не безграничны и уже близки к своему пределу.

Участившиеся сомнения в возможности реализации поставленных президентом популистских планов звучат достаточно симптоматично, тем более что раздаются они из уст самих правительственных экономистов. Похоже, что те люди, усилиями которых, предположительно, и должно было осуществляться удвоение ВВП, открыто начинают выражать сомнение в эффективности существующей ныне экономической модели, в основе которой лежат мировые цены на энергоносители, а также сформировавшаяся в последнее время тенденция на наращивание физических объемов нефтяного экспорта.

Что касается мировых цен, здесь есть некоторый повод для оптимизма, хотя и в этом случае, прогнозировать ситуацию на десятилетие вперед бессмысленно. В течение ближайших лет мировые нефтяные цены скорее всего будут находиться на достаточно высоком уровне, возможно даже выше расчетных $28 за баррель. Этому в значительной степени будут способствовать стратегические интересы США, а также сам факт осознания того, что нефть является невозобновимым ресурсом и больше ее в недрах Земли не становится. Вместе с тем, подобная ситуация приведет к тому, что в ближайшие годы большинство развитых стран будет активно заниматься поисками альтернатив углеводородному топливу и переносом зависящих от него производств в развивающиеся страны. Результатом этого по прошествии нескольких лет (менее 10) станет довольно резкое падение нефтяных цен, причем без особых надежд на скорое их восстановление до нынешних уровней.

Что же касается второго аспекта – наращивания Россией физических объемов нефтяного экспорта (до 10% в год), то возможности отечественного ТЭКа уже близки к пределу. Сегодня реальная загрузка производственных мощностей и в первую очередь экспортных трубопроводов близка к максимальной. Строительство трубопроводов и разведка новых месторождений, чем в последние годы занимались в недостаточной степени, потребует многих лет и огромных инвестиций. В результате, работы по модернизации и повышению производительности ТЭК дадут свои результаты как раз к тому моменту, когда нефть на мировом рынке начнет терять свою актуальность. Определенным выходом в этом случае могло бы стать ускоренное строительство нефтепровода в Китай, который еще долго будет зависеть от поставок углеводородов, но этому направлению правительство РФ предпочло более дорогое и долгосрочное – японское.

С учетом этих обстоятельств, а также того факта, что около половины прироста ВВП обеспечивается сырьевым экспортом, нарастить темпы экономического роста до уровня выше нынешнего в обозримом будущем будет практически нереально. А это говорит о том, что выйти на устойчивые темпы экономического роста – более 7% в год, необходимые для пресловутого удвоения, не представляется возможным.

Принято считать, что рост экспортно-ориентированных отраслей неизбежно стимулирует развитие производства и в других сферах экономики, работающих на внутренний рынок. Действительно, приток нефтедолларов создает внутренний спрос на продукцию, производимую отечественными предприятиями. К сожалению, подобный эффект весьма неустойчив и краткосрочен. Прежде всего, это связано с тем, что обилие нефтедолларов ведет к чрезмерному укреплению национальной валюты, способствующему росту потребления не отечественных, а более качественных импортных товаров. Кроме того, в случае снижения мировых нефтяных цен неизбежным будет и снижение внутреннего потребления как импортных товаров, так и товаров, выпускаемых поднявшимися на обилии нефтедолларов отечественными предприятиями.

Потенциальным резервом роста ВВП страны могло бы стать увеличение среднегодового объема инвестиций. (В настоящее время наблюдается практически двукратное отставание инвестиций в основной капитал от уровня сбережений.) К сожалению, последние события, как то: дело "ЮКОСа", банковский кризис, угроза терроризма и слабость государственной власти – не способствуют улучшению инвестиционного климата в стране. Более того, сегодня приходится говорить об обратном процессе – увеличении оттока капитала. По прогнозам экспертов МЭРТ, в 2004 г. этот показатель может составить $12 миллиардов.

Таким образом, что бы ни говорили политики, в условиях существующей ныне экономической модели, всецело зависящей от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, за 10 лет достичь удвоения ВВП, как этого желал бы президент, скорей всего не удастся. Единственным выходом могла бы стать попытка постепенной смены модели, хотя сегодня это выглядит еще менее вероятным. А потому совсем не исключено, что через несколько лет красивая идея удвоения ВВП будет спущена на тормозах и тихо забыта.

Выбор читателей