Хусейн просит пощады

Экс-диктатор сломлен и просит о милосердии, заявил иракский премьер Айяд Аллави. Со своей просьбой арестованный хочет обратиться к министру юстиции страны, для чего желал бы встретиться с ним




Приближается дата всеобщих выборов в Ираке, которая беспокоит заключенного экс-президента Саддама Хусейа намного больше, чем местных боевиков. От этого зависит его жизнь. Напомним, презрев все демократические принципы (ради которых, собственно, американцы и пришли), новое правительство решило избавиться от бывшего диктатора еще до проведения процедуры народного волеизъявления. Теперь Хусейн сломлен и просит о милосердии, заявил в интервью газете Al Hayat иракский премьер Айяд Аллави. Со своей просьбой арестованный хочет обратиться к министру юстиции страны, для чего желал бы встретиться с ним. Пока неизвестно, пойдут ли ему навстречу, но положение его незавидно. По крайней мере, трое высокопоставленных баасистов, включая бывших премьера Тарика Азиза, министра обороны Султана Хашима и командующего республиканской гвардией Камаля Мустафу, согласились свидетельствовать против него на суде.

Напомним, неделю назад иракский министр обороны Хазем аш-Шаалан в интервью иорданской газете Ad Dustur прямо-таки с невосточной прямотой и откровенностью заявил, что Саддам будет осужден и казнен до проведения в стране всеобщих выборов. А действительно, чего и кого стесняться? Тем более что, по словам аш-Шаалана, Хусейну предъявлены целых два главных обвинения: агрессия против двух соседних государств – Ирана и Кувейта - и геноцид против собственного народа.

В общем, суд – пустая формальность. Впрочем, адвокаты говорят об этом давно. Ни у кого почти нет сомнений, что Хусейн будет признан виновным, а отмена моратория на смертную казнь 30 июня лишь утверждает в мысли о неизбежности радикального решения вопроса о судьбе бывшего президента страны. Похоже на то, что поначалу юристы, которые хотели защищать Саддама, оценивали перспективы дела с точки зрения западного законодательства. А с этой точки зрения как задержание экс-президента, так и его судебное преследование незаконны, это видно за много миль и доказывается как дважды два.

Например, судить лидера страны по иракской Конституции можно лишь в одном случае – по обвинению в предательстве государственных интересов. Может (да и наверняка!), действия Хусейна и шли вразрез с государственными интересами, но доказать, что он их предал, просто невозможно. Однако про Основной закон на процессе никто и не вспомнил.

Помимо этих соображений, адвокаты указывают на то, что обвиняемому не дают общаться с окружающим миром. А что не допускают к нему защитников, так задержанный их лично не назначал. Но кого интересует мнение неназначенных адвокатов, тем более что они утверждают, что Хусейн по-прежнему продолжает оставаться единственным легитимным руководителем страны.

В ходе предварительных слушаний бывшему иракскому диктатору были предъявлены предварительные обвинения по семи статьям. Кроме того, специально созданный трибунал собирается судить бывшего главу государства за все 35 лет существования его режима. Хусейн находился у власти с июля 1968 г. - когда партия "Баас" пришла к власти в результате военного переворота.

Выбор читателей