Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Так, более двух недель назад руководитель "Родины" Дмитрий Рогозин подверг резкому осуждению Совет Государственной думы, не прервавший депутатские отпуска с целью проведения экстренного заседания в связи с массовой гибелью детей-заложников в Беслане. Это обстоятельство, по словам Рогозина, "закономерно ставит вопрос об антинародности нынешней Думы и необходимости досрочных парламентских выборов для преодоления кризиса власти".
Тогда же Рогозин потребовал от президента роспуска правительства и отставки руководителей силовых ведомств "в связи с допущенной ими халатностью, повлекшей многочисленные человеческие жертвы среди мирного населения от рук террористов". Инициативы Рогозина были восприняты депутатами с осторожностью.
Для вынесения вопроса о вотуме недоверия правительству на голосование в Госдуме Рогозину требуется 51 голос к имеющимся 39 фракции "Родины". Ясно, что на консолидированную поддержку единороссов, располагающих конституционным большинством, он рассчитывать не может. На помощь Жириновского - тем более. Ведь Владимир Вольфович просто не согласится выступать "вторым номером" в таком принципиальном вопросе.
Пока нет взаимопонимания и с коммунистами. Фракция КПРФ до сих пор не продемонстрировала особого желания поддержать инициативу "Родины" о сборе подписей под требованием начать процедуру отставки правительства. "Мы за правительство Фрадкова не голосовали, не голосовали и за проводимый в стране курс", - заявил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Тем не менее, по данным из осведомленных источников, заместителю председателя фракции КПРФ Сергею Решульскому и первому заместителю председателя компартии Ивану Мельникову были даны указания продолжить переговоры с Дмитрием Рогозиным по данному вопросу. Зюганов выдвинул условие: "Мы будем готовы поддержать инициативу "Родины", если они согласятся записать в обосновании своей позиции, что мы коллективно требуем не только отставки правительства, но и президента". Но вряд ли Рогозин с этим требованием согласится.
Впрочем, не исключено, что Рогозину удастся переманить на свою сторону часть единороссов. Прецедент уже был: в конце августа фракция "Единая Россия" в самарской губернской Думе в полном составе шести человек переметнулась под стяги "Родины". Во всяком случае, нынешняя аморфная политика ЕР этому только способствует.
Однако действия и заявления Дмитрия Рогозина могут трактоваться двояко. Возможно, он ведет гораздо более серьезную игру, ставка в которой - статус преемника Путина в 2008 году. Если не раньше. Если исключить эмоции, то следует признать, что Дмитрий Рогозин сделал очень сильный ход. И теперь всем политическим игрокам в России придется проявлять комбинационный талант, тактическое зрение и умение считать варианты вплоть до глубокого "эндшпиля".
Прежде всего, необходимо понять, является ли рогозинская атака на правительство скрытой формой атаки на самого Путина? Ведь всем хорошо известно, что нынешнее правительство - прямая креатура президента, начиная с неожиданно вызванного из Брюсселя Михаила Фрадкова и заканчивая руководителями федеральных служб и агентств. Создавалось оно как альтернатива ельцинскому правительству первого президентского срока и может считаться вполне путинским. Требуя отставки этого новорожденного детища президента, Рогозин вольно или невольно ставит вопрос об ответственности самого Владимира Владимировича. И, сказав, "А", он, вроде бы обязан произнести "Б". И не произнес ли он это "Б" еще летом, заявив своим тульским соратникам по партии: "Если бы Путин сделал ставку на патриотическое движение, был бы совершенно другой результат. Пока он не готов"?
Впрочем, логика политических шахмат оставляет Рогозину и другие возможности. Например, он может мотивировать свою позицию тем, что, возлагая всю вину за Беслан на правительство, он тем самым выводит из-под удара президента. И что действует он не против Путина, а в его интересах, причем в момент, когда обществу нужен козел отпущения, да посолиднее. Эту схему, кстати, только что использовал президент Северной Осетии Дзасохов, которому подыграл сам Путин, отправив в отставку руководителей МВД и ФСБ республики.
Если это так, то требуется просчет варианта игры "в четыре руки". Сам президент, безусловно, потрясен событиями в Беслане и как нормальный человек не может не ощущать своей вины за случившееся. Именно как человек, но не как политик. Его кредо - "мочить террористов в сортире" - не отменено и не пересмотрено, просто его не удается последовательно и эффективно воплотить в жизнь.
Нет, Владимир Путин отнюдь не готов признать свое поражение в войне против басаевского террора. Но, может быть, он всерьез раздумывает над тем, чтобы уже сегодня позаботиться о преемнике, который не только не уступит, но и превзойдет его в жесткости противостояния террористам. Если выбор действительно состоялся, то, конечно, Владимир Путин хотел бы видеть в своем преемнике кого-то вроде Дмитрия Донского - первого победителя "исламских террористов" тех времен. Несмотря на их дальнейшие вылазки, на протесты внутренней правозащитной оппозиции, на прессинг западных СМИ и двусмысленную позицию развитых (особенно европейских) демократий.
Кандидатура Рогозина в этой связи может оказаться вполне приемлемой. Провозглашенный им накануне прошлогодних думских выборов лозунг - "Мы вернем себе Россию!" - вполне гармонично вписывается в контекст нынешних политических реалий. Именно он хоть сегодня готов присоединить Севастополь, косу Тузла, да и весь Крым. А заодно Абхазию и Южную Осетию. Добавленный к лейтмотиву национальной гордости сильный левоцентристский акцент социальной справедливости неизбежно превращает Рогозина в реальный козырь в этой игре. Козырь, который, возможно, даже будет разыгран раньше сроков.
Москва давно мешает украинцам спроектировать подобное вооружение