Россия терпит катастрофу с МКС

Достроенная лишь наполовину МКС никогда не будет существовать в том виде, в каком предполагалось изначально, и станет для России той ношей, которую тяжело нести, но жалко бросить. Зачем тогда, спрашивается, мы утопили "Мир"?


Фото: dni.ru



В начале октября к Международной космической станции отправится очередной, 10-й по счету экипаж в составе россиян Салижана Шарипова и Юрия Шаргина и американца Лероя Чиао. Продолжительность полета Шарипова и Чиао составит 180 суток, Шаргин вернется на землю через неделю. Полет будет выполнен на российском космическом корабле "Союз-ТМ А", который после катастрофы "Колумбии" остается единственным средством доставки людей на МКС.

После трагической гибели американского космического челнока у экспертов накопилось много неприятных вопросов о судьбе пилотируемой космонавтики, которая является побочным продуктом развития военной космонавтики времен "холодной войны". Ведь легендарная ракета Р-7, на которой взлетел и первый спутник, и первый человек, предназначалась прежде всего для доставки ядерного оружия. Первые орбитальные станции "Салют" были спроектированы на базе военных наблюдательных станций "Алмаз"; именно для их доставки на орбиту была создана мощная двухступенчатая ракета "Протон", которая до сих пор находится в строю.

Военная космонавтика и сегодня доминирует в сдерживании развязывания войны и применения ядерных сил. Космические средства защиты повышают эффективность действия вооруженных сил в 1,5-2 раза и во столько же уменьшают расходы на оборону. Без их использования невозможно решить такие задачи, как предупреждение о ракетном нападении, связь и управление стратегическими ядерными силами. Пилотируемая же космонавтика с самого начала служила прежде всего пропагандистским целям, основой которых в СССР стало желание утереть нос американцам и доказать всему миру преимущества социалистического строя. Поначалу это удавалось, но безудержная космическая гонка привела к тому, что победу в ней одержали более богатые и практичные американцы. Это стало ясным после их высадки на Луну и создания космического корабля многоразового действия "Спейс Шаттл". Поняв, что американцев не догнать в освоении Луны и дальних планет, СССР решил вложить все свои средства в пилотируемую космонавтику и эксперименты на орбитальных станциях, последней из которых стал "Мир".

Сегодня Россия занимает на МКС доминирующее положение, поскольку без наших "Прогрессов" и "Союзов" существование станции невозможно. Однако это выгодное с точки зрения престижа положение невыгодно нам с экономической точки зрения. Основное финансирование работ, производимых Роскосмосом, ведется за счет внебюджетных средств. На большинстве предприятий ведомства госзаказ не превышает 5-15%, и лишь на РКК "Энергия" он составляет 30% от общей суммы финансовых поступлений. В начале прошлого года было полностью остановлено производство на одном из крупных предприятий ракетно-космического комплекса России – Воронежском механическом заводе, из-за отсутствия заказов на ракеты "Протон" и "Союз". Сотни специалистов и рабочих были вынуждены искать работу на других предприятиях города.

Что же касается МКС, то многие российские сегменты станции построены на деньги американцев, и ее дальнейшая судьба также зависит от них. Однако США решили изменить свои приоритеты в сторону развития национальной военной космической программы и скорректировать расходы по МКС. В частности, NASA отказалось от создания корабля-спасателя, который был рассчитан на 7 человек, а также строительства жилого модуля своего сегмента. По плану NASA, на МКС в течение ближайших 3-4 лет будет присутствовать не более трех человек в составе экипажа длительной экспедиции. Это не устраивает российскую сторону, поскольку в меморандуме, принятом в начале реализации проекта строительства МКС, оговаривалось, что только у России будет постоянное присутствие трех космонавтов; национальные космические агентства Европы, Японии и Канады также рассчитывали на постоянное присутствие своих астронавтов на борту станции и реализацию научных программ.

Россия предложила использовать на МКС новый модуль "Пирс", к которому будет можно пристыковать как минимум два пилотируемых корабля, что позволит иметь на станции экипаж из шести человек. Однако пока одобрения со стороны NASA это предложение не получило, а следовательно, и средств для него выделено не будет.

Каждый полет астронавтов Европейского космического агентства "в третьем кресле" "Союза-ТМ А" дает России дополнительно около $12 млн, каждый турист – около $20 миллионов. Эти средства идут на поддержание программы строительства российских космических кораблей для полетов на МКС. Однако эти деньги – мертвому припарка. Каждый запуск "Союза" стоит России несколько десятков миллионов долларов. До конца года будет запущено 5 или 6 таких носителей, на круглую сумму порядка $150-210 миллионов. В конце года к ним предстоит прибавить $115 млн за аренду Байконура. Если же учесть еще и те средства, которые нужно заплатить Казахстану и ряду российских регионов за испорченную экологию земель, на которые падают отработанные ступени ракет с остатками ядовитого гептила, то поневоле начнешь задумываться, а надо ли нам это. Однако этим затраты на космическую деятельность не ограничиваются. Например, зачем содержать целый Звездный городок, огромный Центр управления полетами в Королеве для наблюдения за двумя космонавтами, которые не знают, чем себя занять на орбите? На все на это необходимы огромные средства, а бюджет Роскосмоса в 2005 г. составит всего $800 млн, причем отдельной статьи по финансированию МКС в нем нет, так что средства придется отнимать у других космических программ, не менее важных для нашей страны, или брать взаймы у США.

Но последнее маловероятно. NASA утвердило план дальнейшей эксплуатации Международной космической станции, согласно которому будет сокращено количество экспедиций, а также число научных экспериментов, проводимых на борту. Взамен агентство намерено уделять больше внимания автоматическим запускам исследовательских спутников, разработанных странами-партнерами. Эти меры позволят США к 2010 г. полностью отказаться от использования шаттлов, а в 2015 г. американцы планируют начать подготовку к пилотируемым полетам на Луну.

Это означает, что достроенная лишь наполовину Международная космическая станция никогда не будет существовать в том виде, в каком предполагалось изначально. Таким образом, МКС станет космической обузой для нашей страны, как своя ноша, которую тяжело нести, но жалко бросить. Зачем тогда, спрашивается, мы утопили "Мир", остаточная стоимость которого составила порядка $2,5 млрд и на котором еще можно было летать? Ответа нет. Народ безмолвствует.

Что же делать в этом случае? Бросить все космические исследования? Нет. Надо развивать непилотируемую космонавтику, которая приносит прямую выгоду. Это запуск спутников связи, зондов для поиска нефти и других полезных ископаемых, теле-, радио-, а также метеорологических космических аппаратов.

Космос только тогда начнет служить людям, когда в нем будут решаться глобальные проблемы, в частности, создание устройств для передачи энергии Солнца на нашу планету. А поддерживать космический престиж ради престижа и иметь миллионы людей, живущих за чертой бедности, – это подло.

Выбор читателей