Путин плохо ориентируется в Кремле

В сериале "Дворцы власти" телевидение Германии показывает подробности жизни президента России. Шикарные черные лимузины вылетают из ворот Кремля и мчатся по ночным улицам. Тревожный саунд-трэк дополняет картину




Геро фон Бем, немецкий тележурналист и кинодокументалист, целых три года напряженно работал, чтобы договориться и "подловить" героев серии своих передач. В тех "джунглях", через которые ему пришлось продираться, есть обитатели пострашнее диких львов, медведей и тигров: королевские гвардейцы, мрачноватые охранники и сотрудники спецслужб всей Европы и США.

Однако обозревателю удалось добиться своего. Задача ставилась не из скромных: под прицелом оказались сильные мира сего, их интимный мир, а точнее, жилища. Результатом трехлетних усилий стал документальный телесериал "Дворцы власти", где наряду с помпезностью и роскошью демонстрируются подробности частной жизни хозяев Кремля, Букингемского и Елисейского дворцов, Белого дома. Причем проникнуть в кулуары власти фон Бему удалось в самый, казалось бы, неподходящий момент.

Он начал работу над передачей как раз перед тем, как на весь мир прогремели теракты 11 сентября. Вряд ли можно представить себе худший момент для начала такого проекта. Отказы сыпались градом, съемки откладывались и переносились на неопределенный срок… В довершении всех бед самые интересные собеседники ни с того ни с сего лишались власти, и все, что было с огромными затратами времени, сил и нервов подготовлено, шло насмарку.

Тем более удивительно, что фон Бем умудрился вплотную приблизится к президенту России, несмотря на имидж Путина как неприступного человека. Ударная первая серия посвящена именно ему. Начало интригующее: шикарные черные лимузины с бронированными стеклами вылетают из ворот Кремля и мчатся по ночным улицам столицы. Тревожный саунд-трэк дополняет таинственность картины.

Но затем Владимир Владимирович под охраной приезжает домой, кормит и ласкает свою собаку, проплывает километр в личном бассейне… Одним словом, могущественный правитель русских оказывается совершенно обычным человеком. Он даже рассказывает о себе больше, чем Буш, Блэр или Ширак, как бы запросто болтает о начале карьеры в КГБ и о слежках, в ходе которых узнал Москву "до самых до окраин". Складывается даже впечатление, что Путин ориентируется в городе лучше, чем в пределах нынешнего места работы. Ведь в Кремле, шутит президент, он знает далеко не все уголки и закоулки и даже может заблудиться.

А кто же тогда ориентируется? Ведь непрозрачность является основным принципом властвования в России. "Секретность – это самое главное, – говорит бывший кремлевский дипломат Владимир Федоровский. – Она составляет искусство правления в нашей стране. Потому-то гласность и стала символом кардинальных преобразований при Горбачеве".

Однако теперь, с приходом Путина, долго проработавшего в КГБ, многое из старой тоталитарной системы возвращается, прежде всего, страх и принципы повсеместного контроля. Несмотря на любовь к животным и показную приветливость, российский президент олицетворяет собой владычество аппарата спецслужб, как бы он ни назывался – КГБ или ФСБ.

Выбор читателей