Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Неудивительно, что сам факт членства регионального начальника в "партии власти" все чаще трактуется, причем публично, как прагматичная мера ответственного за свой регион чиновника. Валентина Матвиенко, которую единороссы уже давно ждут в своих рядах, до сих пор не член партии. Еще вчера казалось, что это просто казус, чья-то невнимательность – возможно ли, чтобы хозяйка города, пытающегося соперничать с Москвой по части отправления столичных функций, всерьез пренебрегала таким пунктом, как членство в партии? И, тем не менее, Валентина Ивановна колеблется. "Борис Грызлов предлагал вступить в их ряды. Пока думаю, – сказала она в интервью журналу "Итоги". – Я ведь не о личной корысти размышляю. Вопрос в ином. Как любителю колбасы лучше не видеть процесса ее приготовления, так и политику желательно не заглядывать на политическую кухню. Я прошла достаточно карьерных ступеней и знаю им цену, поэтому и размышления мои вызваны одним: хочу понять, пойдет ли Петербургу на пользу, что его губернатор станет членом "Единой России"?"
Подход Матвиенко сугубо прагматичный: тут нет места партийному "гламуру" на тему "единая Россия – сильная Россия" и т.п. Ставя дилемму, кто при ком: она при партии или та при ней, – Матвиенко придает публичность той "кухне", о неприятии которой сама же и говорит. И это симптоматично. Из всех глав регионов Валентина Матвиенко, пожалуй, одна из самых приближенных к Владимиру Путину, а значит и самая информированная. У нее, в отличие от многих ее коллег, меньше всего оснований беспокоиться за свою карьеру в свете готовящегося закона о порядке назначения губернаторов. А если к этому прибавить то и дело появляющиеся слухи о "неполадках" в "Единой России", бесповоротная ассоциация с последней может стать ненадежным вложением.
Кто сегодня идет в партию власти? Где та "группа губернаторов", о которых не так давно говорил лидер единороссов Борис Грызлов? Вчера стало известно о вступлении в "ЕдРо" свердловского губернатора Эдуарда Росселя. До этого партии присягнули челябинский губернатор Петр Сумин, губернатор Эвенкии Борис Золотарев, заместитель губернатора Красноярского края Юрий Олейников. Губернаторская логика проста, как геометрия вертикали власти: под зонтом единороссов, представляющих собой всего лишь партийную ипостась администрации президента, переждать любую непогоду. Чиновничий опыт подсказывает, что так если и не безопасно на все 100%, но все равно надежнее, чем болтаться самому по себе или, не дай Бог, в рядах какой-нибудь невнятной политической силы. К тому же в государстве, стремящемся приобщить граждан к политике (через участие их, граждан, в политических партиях), кто как не глава региона должен подавать пример партийности. Даже если это у него и не первый раз за карьеру.
Между тем те, кто в прямом смысле входит в "команду президента", в "Единой России" не состоят. Там нет Грефа, там нет Козака, Шувалова, Илларионова, там нет Фрадкова и даже Сечина. Да что говорить – даже главный опекун единороссов от Кремля Владислав Сурков вне партии. "Вне" – в широком смысле, т.к. министры, до сих пор формально не имея права состоять в партиях, вполне могли быть инкорпорированы в партийные схемы (как, например, Грызлов, который, будучи главой МВД, состоял в Высшем совета "Единой России" – формально надпартийном органе). Напротив: "ЕдРо" быстрыми темпами пополняет свои ряды VIP-персонами из старой, ельцинской обоймы, к чьим деяниям у нынешних "путинцев" есть серьезные вопросы. Понятное дело, что расширение руководящих структур под новых VIP-партийцев едва ли будет способствовать превращению ЕР в нечто действительно живучее, способное надолго пережить путинское президентство.
Обращает внимание два слуха прошлой недели: о якобы вступившем в "ЕдРо" Алексее Кудрине и о планах Кремля выпустить на политическую арену правофлангового конкурента "Единой России". И то и другое не противоречит контексту: министр финансов мог действительно написать заявление о вступление в ЕР, но ему, в свете второго обсуждаемого события, посоветовали пока не спешить.
Что касается нового кремлевского партийного проекта, по мнению известного политолога, руководителя фонда "Индем" Георгия Сатарова, эта затея чревата как минимум двумя возможными негативными последствиями. Во-первых, "на кормление этих партий, на их региональные отделения, на стипендии депутатам уходит много денег, – сказал Сатаров "Yтру". – Где их брать? Либо это поборы с частного бизнеса, которые за последние годы возросли и приблизились к числу наиболее серьезных проблем для бизнеса, либо в качестве "дойной коровы" используется государственная собственность. Не нужно удивляться, что она неэффективна. Получается, теперь помимо "Единой России" нужно будет кормить еще одну партию". Во-вторых, по словам Сатарова, создание "альтернативной партии власти" ставит "Единую Россию" в весьма странное положение. Не будучи партией, а будучи клиентелой, "ЕР встает перед странным выбором. Если она более не главная наложница у шаха, то зачем она нужна? А если не нужна, то почему она должна голосовать в Думе по указке Кремля? И вообще, перед ней встает вопрос о политическом будущем. Может, нужно голосовать не совсем так, как приказывает Кремль, а как-то по-другому? А мракобесов в этой клиентеле огромное количество, и бредовых идей у них пруд пруди. И вот представьте себе, что они, отвязавшись и обидевшись на то, что теперь "главная наложница" другая – но ЕР, в отличие от нее, уже в Думе! – начнут творить в этой самой Думе все, что угодно: корежить УК, отменять мораторий на смертную казнь и так далее... Бедный проект по выстраиванию этой "Единой России" полетит к черту".
Скорее всего, Кремль пока сам не решил, надо ли – и как скоро – "сдавать" "Единую Россию". Тем не менее, что бы ни говорили, но и почти через год после выборов электоральная поддержка единороссов все еще высока, хотя пропагандистского ресурса для того, чтобы проводить в регионы последние правительственные новшества, вроде отмены льгот или назначения губернаторов, все отчаянней не хватает. В какой-то момент единороссы останутся крайними – в конечном счете, это плата за взятую ими ответственность, которой они так гордились с самого начала. Проблема в том, что далеко не все из них понимают, что всё – всерьез. Партию не отменят – разберутся с "неэффективными кадрами". Сегодня эти кадры пополняются теми, кто в прошлом уже доказал свою неэффективность. Завтра всех этих VIP-членов можно будет отменить скопом. Такая схема может выглядеть вполне эффективной.
Женщины опасаются действия властей