В Карачаево-Черкесии случился пробный погром

Президент КЧР считает, что в республике произошла пробная попытка раздуть пожар аналогичный тому, что случился в начале 90-х годов в Чечне. И если бы не решительные действия Дмитрия Козака, все могло кончиться трагично


Фото: ntv.ru



Белый дом, как традиционно называется здание правительства в Черкесске, уже не выглядит так, будто его недавно брали штурмом – заменили стекла, вынесли разбитую мебель, убрали в туалетах и принялись восстанавливать поруганный кабинет президента Мустафы Батдыева. Сейчас здесь относительно тихо: нет ни митингующих, ни зевак. Почти идиллическую картину нарушают лишь милицейские автобусы в центре города да солдаты-срочники, охраняющие здание. Напряженность сменило неустойчивое равновесие. В шатре на главной городской площади торгуют в меру разбавленным пивом, повсюду снуют бойкие таджикские дети, настойчиво клянчащие у прохожих мелочь "на хлеб".

Но еще несколько дней назад здесь бушевали страсти. Как сообщили корреспонденту "Yтра" в администрации президента КЧР, во время погрома пострадали 17 сотрудников МВД; досталось и нескольким чиновникам, попавшимся толпе под горячую руку. Причем, по всей логике, эти события должны были стать лишь прелюдией к еще большей драме. Как рассказали нам в республиканской администрации, "на площади митинговала тысяча человек. Часть из них прорвала оцепление и заняла здание. Их главной целью стал кабинет президента". В пустующих покоях Мустафы Батдыева толпа не успокоилась – наоборот, действовала еще более решительно, вымещая злобу на оргтехнике и мебели, ломая их и выбрасывая из окон. "Меня убеждали, что сил, привлеченных на охрану здания, окажется достаточно. Заверили, что нападения не будет. А сегодня читаю в газетах, что ворвавшиеся в мой кабинет перетрясли там все. Пишут, что я бежал, бросив заграничный паспорт, что в столе наши "Виагру". Бред какой-то..." – говорит Мустафа Батдыев.

Тридцать с лишним человек решили оставаться в кабинете "до победного конца", собираясь объявить голодовку и требуя отставки президента. Искра грозила перерасти в пламя, но стремительно появившийся в республике полпред президента Дмитрий Козак быстро восстановил статус-кво, заявив митингующим: "Шантажировать власть мы не позволим никому". Захватившие здание передумали голодать, собрали вещи и разошлись по домам. "Обстановка сложная, но любые изменения во властных структурах здесь будут происходить только в рамках Конституции, – сказал Козак. – Некоторые политики и даже чиновники за последние десятилетия научились очень хорошо шантажировать федеральный центр: у нас, понимаешь, национальные особенности. Если меня, мол, тронут – война начнется. Поэтому, дескать, лучше меня не трогать, а беречь как зеницу ока, еще и денег приплачивать – платите, но не контролируйте, что я здесь делаю. В мире нет ни одной нации и народности, которая хотела бы, чтобы у нее была такая власть".

Сегодня многие считают, что именно полномочный представитель президента в ЮФО спас республику от хаоса. События в Черкесске стали первой – и крайне тяжелой – проверкой для Козака в новой должности. Но, вероятно, те, кто рассчитывал на то, что власть в Карачаево-Черкесии дрогнет, не учли той энергии, с которой полпред действует в сложных условиях.

"Козак проявил себя как по-настоящему крупный государственный деятель, – считает президент Карачаево-Черкесии. – Он не может не импонировать хотя бы потому, что занимает четкую позицию. Он дал понять ясно, что под давлением толпы мы не допустим смены власти. Те, кто на этой волне претендует на высокие посты, шантажируя власть, не окажутся в высоких креслах. Это его слова. Козак выступил как умелый дипломат в беседах с родственниками, убедив, что они допускают большую ошибку, пытаясь решить проблемы подобными методами. В то же время он заявил, что смены власти таким образом в России больше происходить не будет".


Фото Юрия Тутова

Как рассказал "Yтру" Мустафа Батдыев, Дмитрию Козаку известны люди, которые попытались сколотить на событиях в КЧР политический капитал. Более того, их фамилии могут быть обнародованы. "Речь идет о группе из нескольких депутатов, которые пришли к председателю правительства и говорили примерно следующее: "Передай президенту наши условия: должность первого зама председателя правительства, должность главы администрации, руководителя парламента – и мы урегулируем ситуацию", – говорит Батдыев. – Но я не думаю, что эта группа депутатов была направляющей силой этих действий".

Сейчас в Москве и Черкесске утверждают, что акция по захвату здания администрации была спланирована с использованием внешних сил – именно к такому выводу пришла временная комиссия Совета Федерации по анализу ситуации на Северном Кавказе. "Безусловно, это те силы, которые хотят дестабилизировать ситуацию не только в Карачаево-Черкесии, но и на всем Северном Кавказе", – заявил заместитель председателя комиссии Владимир Кулаков.

Сам Мустафа Батдыев, который в момент захвата покинул здание под прикрытием охраны, считает, что желающие "разогреть ситуацию в республике" были не только в Карачаево-Черкесии, но и за ее пределами. "У меня есть информация, что в происходящее вмешались конкретные люди, пытаясь "рулить" на расстоянии, – так охарактеризовал кризис в республике ее президент. – Захват здания правительства стал не только попыткой свержения, по их терминологии, "режима". Все происходящее можно расценить как попытку дестабилизации ситуации и даже развязывания междоусобицы, а по большому счету – гражданской войны, раскола общества. Расчет строился на то, что события будут развиваться по цепочке, став стимулом для деструктивных сил в Кабардино-Балкарии, Ингушетии и других регионах. Словом, произошла пробная попытка раздуть пожар, аналогичный тому, что случился в начале 90-х годов в Чечне".

Если это действительно так, то родственники жертв кровавых событий в ночь с 10 на 11 октября на окраине Черкесска стали заложниками последующих событий. В администрации Мустафы Батдыева говорят, что "кукловоды" организовали мощную информационную атаку на администрацию республики в российских СМИ, затратив на это от $2 до $5 миллионов. О том, что стихийные выступления родственников погибших и им сочувствующих на самом деле были управляемы, говорит и смена требований митинговавших. Сначала – выдача тел, затем – требование соболезнований, наконец, требование отставки президента и силовиков.

Вот как охарактеризовал ситуацию в республике сотрудник правоохранительных органов КЧР, пожелавший остаться неназванным: "Может быть, окружение президента совершило ошибку, упустив факт существования сил, претендующих на власть. Ситуация с разборкой на даче стала поводом для активизации противников президента, почувствовавших, что сейчас можно сменить власть. В республике достаточно амбициозных людей, в том числе на уровне руководящих органов. Это и бывший глава Карачаевского района Крымшамхалов, в отношении которого ранее возбуждалось уголовное дело по фактам растраты средств. К этой же категории можно отнести Ахмата Качиева, который имел отношение к созданию местной организации с характерным названием "джамаат", связанного с общественной организацией "Алан". Правоохранительные органы располагают оперативной информацией о том, что к последним событиям может иметь отношение глава Верховного суда КЧР. Так что демонстрация слабости Батдыева выгодна многим".

Как пояснили корреспонденту "Yтра" в прокуратуре Карачаево-Черкесии, первопричину беспорядков следует искать в безработице и нищете, что позволяет без труда нанимать людей для участия в акциях протеста. Например, в Черкесске утверждают, что за погром здания правительства участникам платили 500-1000 рублей. Суммы весьма скромные, но по местным меркам – более чем удовлетворительные. "В Черкесске были требования убрать руководителей МВД, прокуратуры и так далее. Да, есть вопросы к главе МВД и прокурору республики, – говорит один из офицеров силовых структур. – Проблема в том, что правоохранительные органы проявили нерасторопность. Факт вторжения в дом правительства стал возможен из-за чересчур трепетного отношения к разбушевавшейся толпе. Видимо, действовать сразу надо было жестко, чтобы это не вошло в привычку. Никто не застрахован от новых прецедентов, потому что те, кто стоит за этой толпой, пребывают в комфорте и здравии. Все-таки для маленькой Карачаево-Черкесии два вторжения за относительно короткий срок – это многовато. Они бросили пробный камень, чтобы затем, в случае успеха, разбираться таким же образом с милицией, судом, прокуратурой и так далее".

И все-таки пока страсти улеглись. А Мустафе Батдыеву, который так и не отдал приказ спецназу разогнать толпу, что позволило избежать еще больших жертв, сегодня в числе прочих придется решать проблему безработицы. В этом ему уже частично помогло Минобороны России. Как сообщил глава военного ведомства Сергей Иванов, в Карачаево-Черкесии и Дагестане будут созданы "с нуля" две горные мотострелковые бригады, на строительство которых в 2005 г. будет выделено более 1 млрд рублей. Радикально решить проблему безработицы в республике и отвлечь население от ненужных и искусственно раздуваемых интриг и спекуляций поможет и воплощение в жизнь грандиозного плана по созданию дороги, которая, соединив Кавказские Минеральные Воды и Красную Поляну, пройдет через Карачаево-Черкесию и выйдет к Черному морю. Дело осталось за "малым" – найти $1 млрд на реализацию этого проекта.

Выбор читателей