Как отбить у угонщика страсть к чужому имуществу

Хищение и угоны автомобилей давно стали одним из наиболее распространенных видов преступлений в нашей стране. Обладать новой дорогой иномаркой в России стало не только престижно, но и довольно опасно




Хищение и угоны автомобилей давно стали одним из наиболее распространенных видов преступлений в нашей стране. Обладать новой дорогой иномаркой в России не только престижно, но и довольно опасно, как для душевного спокойствия, так и для здоровья, а порой и жизни. Тяга к чужому движимому имуществу толкает преступников на все. Максимум, что могут гарантировать автовладельцу многочисленные охранные системы, так это то, что его авто не исчезнет с места стоянки сию секунду. По мнению специалистов как с "той", так и с "другой" стороны, охранных систем, способных на 100% обеспечивать безопасность, просто не существует. Справедливо замечено, что если тот или иной автомобиль приглянулся злоумышленникам, то воспрепятствовать его "экспроприации" может только чудо. А поскольку чудеса у нас в стране случаются крайне редко, то к решению данной проблемы подошли нетривиально и, похоже, угадали.

Ответом на ухищрения угонщиков и бандитов стало внедрение принципиально новой системы борьбы с хищениями автотранспорта - противоугонной маркировки DataDot, распространение которой начинается и в России. В отличие от простых охранных комплексов (даже самых дорогих), которые затрудняют несанкционированный запуск двигателя или начало движения транспортного средства, DataDot просто делает машину непривлекательной для угонщика.

О том, что представляет собой эта необычная система, "Yтру" поведал Сергей Чуфистов - председатель ФГУП "ВО "Техмашимпорт", обладающего эксклюзивными правами на продвижение технологии DataDot в России, странах СНГ и Восточной Европы.

"Yтро": Сергей Викторович, что это за система, в чем принцип ее действия?

Сергей Чуфистов: В 2001 г. ФГУП ВО "Техмашимпорт" было дано поручение от Министерства экономического развития и торговли РФ найти новые недорогие, но эффективные средства борьбы с хищениями автомобилей, масштабы которых принимают в России угрожающий характер. Достаточно сказать, что с 1999 г. количество краж и угонов автотранспорта возросло на 62%, и только в 2003 г. число данных видов преступлений увеличилось соответственно на 16,1% и 17%. Остались нераскрытыми 75427 похищений транспортных средств. В прошедшем году выявлено около 70 тыс. автомобилей с измененными идентификационными номерами.

Мы изучили последние мировые решения в области охраны автомобилей от преступных посягательств и остановились на разработке австралийской фирмы DataDot Technology Ltd. Суть защиты состоит в нанесении на основные и дорогостоящие легко- и труднодоступные агрегаты автомобиля до 10 тыс. микродотов диаметром примерно 1 мм и толщиной 0,1 миллиметра. Каждый микродот содержит персональный идентификационный номер (ПИН), который заносится в базу данных, как нашу, так и ГИБДД. Микродоты, которые могут быть обнаружены даже после перекраски, распыляются вместе с прозрачным полимером, который быстро сохнет, не смывается известными растворителями, не подвержен тепловому воздействию двигателя, виден только в ультрафиолетовых лучах, экологически безвреден и безопасен для электрооборудования автомобиля. С помощью простого портативного оборудования можно считать ПИН с микродота и, запросив информацию из базы данных, узнать всю историю данного автомобиля, в том числе его законного владельца. При этом автомобиль в течение буквально нескольких дней возвращается к хозяину, поскольку в таком случае не возникает проблем с доказательством права на собственность с юридической точки зрения.

"Y":То есть DataDot не создает прямых препятствий для угона?

С.Ч.: Физических препятствий – нет. Но мы и не позиционируем DataDot как единственно необходимую защиту автомобиля. Эта маркировка максимально эффективна в совокупности с традиционными охранными комплексами, которые призваны максимально затруднить несанкционированный запуск двигателя, механическое движение транспортного средства, а также оповестить о попытке угона. Для них DataDot не конкурент, а, как говорится, полноценный партнер - нанесение нашей маркировки делает машину непривлекательной для угонщика, поскольку в дальнейшем ее нельзя будет легализовать или продать по запчастям. Стандартные сигнализации для профессионального угонщика сейчас особой сложности не представляют, они различаются лишь временем, необходимым для их обезвреживания. Устанавливаемые на дорогие иномарки сложные охранные системы стоимостью несколько тысяч долларов, способные противостоять взлому несколько часов, конечно, сводят практически до нуля риск, что машина будет угнана от работы или от магазина, однако становятся опасными для автовладельца. Сейчас преступники предпочитают похищать дорогие автомобили вместе с водителем, чтобы не тратить время и силы на обезвреживание умной электроники. Статистика разбойных нападений на водителей, часто со смертельным исходом, с целью завладеть автотранспортом у нас самая печальная в Европе, причем число таких преступлений неуклонно растет.

Всем нашим клиентам выдается сертификат и специальный стикер на лобовое и боковое стекло информирующий, что машина промаркирована DataDot, следовательно, неинтересна и даже опасна для угонщиков. Как показывает практика западных стран, такие машины преступники обходят стороной.

"Y": Вы не допускаете возможности, что схемы маркировки автомобилей могут стать известны угонщикам и они устранят нанесенные микродоты механическим путем?

С.Ч.: Сама по себе идея маркировать детали автомобиля не нова. Новой является тотальная маркировка всех дорогостоящих деталей таким количеством меток, что их уничтожение становится экономически нецелесообразным для преступников. Я даже не сомневаюсь, что преступники будут знать, какие агрегаты на каких машинах маркируются, однако нас это совершенно не пугает, поскольку удалить все нанесенные микродоты практически невозможно: маркировка также наносится в скрытые и труднодоступные полости, которые сотрудники ГИБДД проверяют в обязательном порядке.

С учетом того, что промаркированы могут быть около 100 деталей, их замена на новые или устранение маркировки являются нерентабельным для угонщика. При этом он никогда не будет до конца уверен, что обнаружены и удалены все микродоты, поскольку, повторюсь, даже по одной точке можно узнать все настоящие данные машины.

"Y": В какой стадии находится сейчас внедрение этой системы?

С.Ч.: Она уже работает. В России мы привлекли практически все необходимые инвестиции для развертывания системы на общенациональном уровне - закупку оборудования, разработку базы данных, обучение персонала ГИБДД и прочее. Объем вложений превысил $5 млн, при этом мы не привлекали бюджетные средства.

Недавно глава МВД Рашид Нургалиев подписал приказ об использовании DataDot при проведении оперативно-следственных мероприятий с целью выявления и идентификации угнанных или похищенных транспортных средств. Система получила одобрение НИИ криминалистки, ФСБ РФ, НИИ судебной экспертизы Министерства юстиции РФ. Положительные заключения о правомерности и перспективности использования технологии DataDot получены от Министерства юстиции, Следственного комитета при МВД и Государственной торговой инспекции.

Мы провели обучение приемам работы с новой технологией более 4500 сотрудников ГИБДД во всех 89 регионах России, безвозмездно передали региональным управлениям ГИБДД спецоборудование для обнаружения и считывания информации DataDot, сейчас им оснащаются стационарные посты ДПС, пункты регистрации и техосмотра автотранспорта.

С июня этого года КамАЗ первым среди российских автопроизводителей начал маркировать серийно выпускаемые грузовики, а также запчасти той номенклатуры, которая наиболее подвержена подделкам "левых" производителей. К настоящему времени промаркировано 2000 КамАЗов. Это в основном машины, передаваемые в лизинг и наиболее подверженные, по данным правоохранительных органов, преступным посягательствам.

"Y": С какими еще автопроизводителями вы ведете переговоры? На каких марках машин может появиться DataDot?

С.Ч.: Сейчас мы ведем переговоры со всеми российскими производителями автомобилей о маркировке машин и запчастей уже на конвейере. В первую очередь, это наши автогиганты АвтоВАЗ и ГАЗ. Добавлю также, что МВД всячески поддерживает наше предложение. Так, заместитель министра внутренних дел С.Ф. Шадрин рекомендовал всем российским автозаводам рассмотреть вопрос о развитии профилактических противоугонных мероприятий с использованием технологии DataDot.

"Y":Стоимость маркировки нового автомобиля ложится на плечи покупателя?

С.Ч.: Пока да. Частным владельцам, особенно дорогих иномарок, приходится платить. Однако цена не так велика – стоимость маркировки DataDot, которая, хотелось бы отметить, наносится единожды на весь срок эксплуатации автомобиля, сопоставима с ценой стандартной противоугонной сигнализации. Естественно, что при внедрении технологии в производственном масштабе ее стоимость снизится, и значительно. Кроме того, мы ожидаем, что автопроизводители и их дилеры возьмут часть расходов по нанесению маркировки на себя. Сейчас они теряют значительную прибыль в результате присутствия на рынке огромного количества запчастей низкого качества от "левых" производителей, а также деталей с угнанных автомобилей. При этом внедрение системы не потребует для автозавода существенных вложений, значительно улучшит его имидж и, мы уверены, повысит объем продаж.

Стоимость маркировки автомобиля также компенсируется в результате скидок, которые предоставляет ряд страховых компаний, например РОСНО, Московская страховая компания, "ГУТА-Страхование", "Энергогарант" и другие. По риску "угон" и "хищение" при нанесении на автомобиль маркировки DataDot размер скидки достигает 50%, а по риску "каско" - до 25%. То есть стоимость маркировки DataDot может окупиться за год-два. Мы рассчитываем, что число страховщиков – наших партнеров будет постоянно увеличиваться.

"Y":Насколько эффективным показала себя маркировка DataDot в других странах?

С.Ч.: Сейчас технология маркировки DataDot с успехом внедряется в Соединенных Штатах Америки, Канаде, Великобритании, Голландии, Австралии, Индонезии, Малайзии, Новой Зеландии и ряде других стран.

Кстати, не случайно именно Австралия стала родоначальником новой технологии – в этой островной стране еще 3 года назад угоняли до 140 тыс. автомобилей в год – она стабильно входила в малопочетную тройку лидеров в этой области. Из-за постоянных угонов там практически полностью прекратились продажи "Субару" – одной из самых любимых марок австралийцев.

После введения маркировки DataDot на государственном уровне кражи и угоны новых автомобилей БМВ в Австралии сократились на 60%, автомобилей "Форд", собираемых в стране, - уменьшились на 75%, а из проданных 25 тыс. новых "Субару" было угнано всего две машины.

С 2006 г. американский автогигант General Motors планирует маркировать DataDоt все свои сходящие с конвейера в США автомобили, а ФБР рекомендует применять технологию DataDot всем автозаводам в США.

Таким образом, как мы видим, система DataDot уже стала общенациональной в Австралии, что привело к сокращению там угонов в десять раз за три года, а также выходит на общенациональный уровень в США.

"Y": А где еще, кроме автомобильной промышленности, может быть использована технология DataDot?

С.Ч.: Везде, где есть необходимость защиты частной или государственной собственности, находящейся в сфере повышенного криминального интереса: от машин и яхт до антиквариата, ювелирных изделий и даже бытовой техники. Так, эксперимент, проведенный в одном из австралийских городов показал, что при использовании маркировки DataDot общее количество краж снижается на 80-90%. Еще одно применение – защита от подделок и контрафактной продукции, например противодействие аудио- и видеопиратству.

Выбор читателей