У Совета Федерации праздник. Независимости

Реально в статусе Совета Федерации мало что поменялось: он как был синекурой, так и остался. Однако теперь решать, кто и сколько будет сидеть в кресле сенатора, будут не в регионах, а в Москве




Сегодня регионы лишат еще одной разновидности полномочий – права по своему усмотрению назначать и отзывать членов верхней палаты парламента. Совету Федерации предстоит утвердить им же пролоббированные поправки в закон о статусе сенаторов и о порядке формировании Совфеда.

Госдума уже одобрила изменения, которые делают практически невозможным отзыв членов СФ губернаторами и законодательными собраниями. На этих поправках особенно настаивал Сергей Миронов, который ссылался на досадную текучесть кадров в верхней палате: губернаторы имели обыкновение отзывать своих назначенцев без объяснения причин. "Теперь не будет единоличного решения главы исполнительной власти субъекта", – с удовлетворением резюмировал господин Миронов.

Действительно, теперь вопрос о досрочном отзыве сенатора будет принимать Совет Федерации – регионам оставили право ставить этот вопрос на голосование, предварительно обосновав причину отзыва. А верхняя палата может отвергнуть это предложение двумя третями голосов. Зато сам Совет Федерации без всякой инициативы снизу может лишить сенатора полномочий, если он без уважительной причины более трех раз в течение одной сессии прогуляет заседание либо совершит поступки, "позорящие честь и достоинство члена СФ". Но и это не все: местные власти теперь будут обязаны назначить своего представителя в Совфед не позже, чем через три месяца с того момента, как соответствующее кресло окажется вакантным. То есть даже саботировать процесс назначения сенатора регионам не позволят."Нам всем знакома ситуация, когда от Чукотки уже почти два года работает только один член Совета Федерации, это надо исправлять", – высказался по этому поводу Миронов.

Даже такая формальность, как процедура утверждения новых членов Совета Федерации, теперь будет полностью зависеть от сенаторов – если сейчас член верхней палаты мог считать себя таковым сразу после решения, принятого в регионе (в Москве только оформляли соответствующие документы), то в ближайшем будущем признание представителя региона членом Совета Федерации будет происходить после его утверждения на заседании верхней палаты.

Но это, в конце концов, мелочи. Самое интересное заключается в следующем: новый статус позволит сенатору не выполнять письменное поручение по голосованию, данное губернатором, если правительство, администрация президента или сам Совет Федерации решат, что поручение не соответствует действующему законодательству.

"При нынешнем статусе сенаторов для них самое неприятное – это возможность отзыва в любой момент, – считает политолог Борис Макаренко. – Статус у членов верхней палаты символический, реальный вес Совета Федерации невелик. Самое ценное в статусе сенатора – сам статус, именно его они и стремятся защитить, внося поправки в соответствующие законы. Если смотреть с более, так сказать, высокой колокольни, то инициатива сенаторов, очевидно, поддержана Кремлем, потому что сейчас ни один закон вопреки его воле пройти не может. Для Кремля такая поправка выгодна, ведь она еще более ограничивает вмешательство губернаторов в федеральную политику".

Действительно, реальный вес Совета Федерации после того, как оттуда отозвали губернаторов, практически сошел на нет. Ему всего и остается, что почти автоматически одобрять принятые нижней палатой законы. Судорожные поиски новых точек приложения усилий (вроде мониторинга применения уже вступивших в силу законопроектов) особых результатов пока не дали. Зато как дамоклов меч над верхней палатой висит угроза изменения порядка формирования. Совет Федерации вполне может стать заложником пропорциональной системы выборов депутатов Госдумы. Еще летом в Центризбиркоме рассматривали возможность компенсировать ограничения избирательных прав граждан, которые последуют при списочном порядке формирования нижней палаты, за счет всенародных выборов членов верхней палаты парламента. Однако в Конституции довольно четко оговорено участие исполнительной и законодательной власти регионов в процессе делегирования сенаторов. Очевидно, поэтому вопрос подобной компенсации временно отложен: в планах научно-методического совета при Центризбиркоме он значится в повестке дня 2005 года. Возможно, ребром он так и не встанет: теперь президент призывает в Совет Федерации губернаторов. Правда, это уже не та региональная вольница, что досаждала федеральному центру четыре года назад. Теперь это послушные назначенцы – фактически половину верхней палаты парламента президент будет формировать собственноручно. При таком раскладе об идее выбирать всенародным голосованием членов верхней палаты, похоже, стоит забыть.

"Причины, побудившие Владимира Путина пойти на изменение порядка формирования Совета Федерации, вполне объяснимы, – считает политолог Игорь Бунин. – В нынешнем составе СФ превратился в палату лоббистов, синекуру для отставных губернаторов и способ получения иммунитета от закона. Ни авторитета, ни реальной власти у верхней палаты парламента нет. Но свою задачу – подавление региональной фронды – он выполнил. Напомню, что губернаторов в свое время вывели из состава СФ, чтобы ослабить влияние региональных баронов на федеральную политику. Теперь, после реформы, когда губернаторы будут назначаться, а о региональной фронде можно забыть, руководителей субъектов Федерации можно вернуть в парламент. Еще одна из причин, по которой президент заговорил о губернаторах в СФ, как мне видится, – компенсация потери статуса губернаторов как представителей регионов. Если население будет лишено возможности избирать губернаторов, а региональные элиты останутся без действенных рычагов воздействия на главу местной исполнительной власти, то губернаторов как представителей регионов сделают членами высшего законодательного органа".

Впрочем, судя по всему, губернаторов ждет чисто символическая компенсация: как утверждает Сергей Миронов, их можно будет ввести в состав СФ даже не меняя законодательства, а лишь подправив регламент верхней палаты. То есть губернаторы и спикеры регионов будут изредка собираться в Совете Федерации для обсуждения таких важных вопросов, как федеральный бюджет. Их решения будут носить характер императивных рекомендаций, но реальных полномочий губернаторы иметь не будут.

Таким образом, на самом деле в статусе Совета Федерации мало что поменялось: он как был синекурой, так и остался. Однако теперь решать, кто и сколько будет сидеть в кресле сенатора, будут не в регионах, а в Москве.

Выбор читателей