Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Справедливости ради надо отметить, что, какова бы не была цель подготовки данного исследования, основные выводы специалистов "Экспертного института" вряд ли вызовут возражения у большинства здравомыслящих людей, имеющих "удовольствие" следить за развитием экономической ситуации в России. В ходе опроса, который проводился с 4 по 15 октября 2004г., авторам отчета удалось побеседовать с 288 руководителями предприятий в 32-х субъектах РФ. В анализе были также использованы материалы социологических опросов ВЦИОМ и ряда других организаций.
Начнем с того, что половина опрошенных руководителей сомневаются в стабильности экономической и политической ситуации в нашей стране через 5-10 лет. Ощущение "угрозы средь ясного дня", по мнению авторов отчета, объясняется тем, что "ни правительство, ни президент, ни сменяющие друг друга "партии власти" до сих пор не дали точного и убедительного ответа на вопрос о стратегических приоритетах развития страны, модели нашего общего будущего". Надо полагать, на фоне такой неопределенности особенно красноречиво воспринимается пример "ЮКОСа", образ которого невольно встает практически за каждой строчкой первой части доклада, хотя напрямую о компании не сказано ни слова. Стоит ли удивляться тому, что иностранные инвесторы так боятся вкладывать деньги в Россию.
Среди проблем, с которыми приходится сталкиваться российским предпринимателям, наиболее ощутимой для них является бюрократия – 26,4% респондентов оценили ее как критичную, и еще 29,2% – как относительно важную. Далее следуют проблемы налогового регулирования (19,4% и 40,3% соответственно) и квалификации кадров (12,5% и 37,5%). Впрочем, налоги наших бизнесменов волновали всегда. А вот две другие напасти в список "лидеров" попали впервые. В 2001 г. наряду с фискальными претензиями больше всего беспокойства причиняли отсутствие финансовых средств (61%) и вымогательство чиновников (32,6%). А еще год назад самыми актуальными были та же коррупция (37%) и трудности с отчетностью перед различным инстанциями (29%). По сравнению с 2002 г. заметно выросла доля руководителей, полагающих, что действующие законы об АО, о банкротстве и об ограничении монополистической деятельности на самом деле не защищают интересы предприятий, а более трети опрошенных заявили о том, что в течение последних 3-х лет нарушались законные права их компаний. При этом главным нарушителем в 2004 г. оказались федеральные органы власти, в то время как два года назад этим в основном грешили местные и региональные чиновники. И если в 2002 г. 30,7% человек полагали, что в случае спора с органами власти им удастся отстоять свои права в арбитражном суде, то в 2004 г. только 18,1% продолжают придерживаться этой точки зрения. А вот показатель тех, кто считает, что выиграть подобный спор, скорее всего, не получится, вырос за 2 года почти на 10% – с 37,6% до 48,6%.
Примечательно, что вторая часть исследования содержит гораздо меньше цифр и графиков. Зато в ней больше практических примеров и размышлений. Авторы пытаются наглядно доказать, что основная социальная роль бизнеса заключается в выполнении функции работодателя, то есть в создании новых рабочих мест, заботе о работниках своего предприятия, повышении уровня подготовки персонала и его зарплаты. "Социальные ожидания населения за прошедшие полтора десятка лет значительно трансформировались и далеко отошли от привычных ориентиров "советского" человека", – уверяют специалисты "Экспертного института". Теперь наши граждане, согласно анализу, требуют от "буржуев", в первую очередь, производства качественных товаров, защиты здоровья и обеспечения безопасности работников, защиты окружающей среды, обеспечения гарантированной занятости и справедливого отношения к работникам, а вовсе не ведомственных детсадов и поликлиник или раздачи части своих средств нищим и сирым. "Традиционные же виды благотворительной деятельности наших фирм: предоставление адресной социальной помощи, поддержка благотворительных организаций, местных сообществ, искусства и культуры – оказались в этом списке ниже 20-го места" – говорится в отчете. "В некотором смысле, население по своим ориентациям оказалось более европеизированным, чем это представлялось менеджерам, если, конечно, их согласие на участие в тех или иных социальных программах не было вынужденным", – подчеркивают создатели документа.
Трудно поверить в то, что большая часть многомиллионного населения нашей родины и впрямь европеизировалась до такой степени. Но пусть о проблеме социальной ответственности бизнеса спорят специалисты. Дело не в этом. Предложения, содержащиеся в отчете, безусловно, не лишены здравого смысла. Но вот прислушаются ли к ним широкая общественность и представители власти, имеющие свое (похоже, вполне определенное) мнение на этот счет – вопрос практически риторический.
Накануне мир перевернулся