В Волгограде научились бороться с зимой

Жителям Волгограда повезло: с переходом города на обслуживание у частных предпринимателей в сфере ЖКХ произошли заметные перемены к лучшему. Так, впервые тепло в дома было подано с учетом реальных погодных условий




Начало зимы - самая ответственная пора для коммунальной сферы. Поступает ли в дома тепло? Потекли или нет батареи отопления? Посыпаются ли песком обмерзшие тротуары? По этим и некоторым другим признакам россияне привыкли оценивать труд коммунальщиков. Не секрет, что приход зимы в российских городах и селах традиционно сопоставим со стихийным бедствием, а противостоять стихии, как известно, занятие бесполезное. Именно этот нехитрый постулат долгие годы и служил главным оправданием беспомощности коммунальных структур, сохранивших еще с советских времен свою "ЖЭКовскую сущность".

Плачевное состояние котельных, систем отопления и другой коммунальной инфраструктуры давно стало притчей во языцех, в связи с чем жители большинства российских городов ожидают наступления зимы с нескрываемым ужасом. Есть ли выход из этого тупика? По некоторым признакам сегодня можно судить, что да. Определенный оптимизм в этом случае основывается на результатах трехдневного телефонного опроса, проведенного среди жителей Волгограда в самом начале отопительного сезона. Участвовавшие в опросе сошлись во мнении, что "коммуналка" в их городе заработала качественнее. 71% респондентов отметил улучшения в сфере тепло- и водоснабжения, а также то, что впервые тепло в дома было подано с учетом реальных погодных условий.

В чем же причина такого единодушия волгоградцев? Может, это прозвучит несколько избито и банально, но переломить ситуацию в коммунальной сфере города удалось благодаря приходу в отрасль частного бизнеса. Волгоградцам действительно понравились частные коммунальщики. Добиться качественного скачка ЖКХ удалось с помощью современных методов работы с потребителями, управления, а также реальных инвестиций, которые принесло ОАО "Российские коммунальные системы" (РКС). В апреле этого года "Волгоградские коммунальные системы" (ВгКС) - дочернее предприятие РКС, взяли в краткосрочную аренду муниципальные котельные, теплосети, объекты водоканала, а также с сентября начали сбытовую деятельность по электроснабжению. Таким образом, ВгКС взяли на себя оказание полного комплекса необходимых коммунальных услуг. При активном сотрудничестве коммунальщиков с высшим городским руководством, депутатами горсовета и представителями общественности было найдено наиболее оптимальное сочетание интересов бизнеса и муниципалитета, позволившее сформировать программу совместных действий по выводу ЖКХ из кризиса.

"Когда РКС приходили в Волгоград, - отметил председатель Совета директоров ОАО "РКС" Михаил Абызов, - мы понимали, что обязаны надежно обеспечить жителей миллионного города энергией, теплом, водой. Любые недостатки такого крупномасштабного проекта могли иметь самые негативные последствия. Тем не менее результаты деятельности ВгКС очень и очень обнадеживающие. ВгКС как бизнес-компания сработала успешно - была получена прибыль. Но и потребители не оказались в проигрыше. Принято социально важное для города решение - часть полученных средств от сокращения затрат направить на снижение тарифов для населения на 17%".

Инвестиции ВгКС способствовали проведению полной реконструкции двух крупных котельных в Краснооктябрьском и Дзержинском районах города. В ходе работ старые маломощные котлы были заменены на высокопроизводительные современные. На теплотрассах внедряется принципиально новый энергосберегающий материал с гарантийным сроком эксплуатации 20 лет. В результате использование передовых технологий позволит не только сохранить тепло при его транспортировке, но и сэкономить бюджетные средства, а также оптимизировать работу системы теплоснабжения города. Общий объем инвестиций РКС в волгоградскую "коммуналку" в этом году составит 270 млн руб., а в следующем возрастет до 500 млн рублей. Успех волгоградцев оценили и за рубежом. О заинтересованности в осуществлении в Волгограде, совместно с РКС, нескольких перспективных проектов заявили два крупнейших частных коммунальных оператора Франции.

Во время телефонной горячей линии жителей города отметили сокращение сроков летних ремонтно-восстановительных работ на коммунальных объектах и своевременное начало отопительного сезона. Стоит заметить, что в 2003 г. пуск тепла в Волгограде занял около трех недель и сопровождался порывами теплосетей, лопнувшими батареями и несоблюдением тепловых режимов. Этой же осенью, по словам Михаила Абызова, данная процедура прошла "без сучка и задоринки" и заняла всего три дня. Две трети опрошенных высказали мнение, что это заслуга частного оператора. Сейчас к сотрудничеству с ВгКС подключаются новые партнеры: уже подписан контракт о передаче ей в аренду на пять лет мощной котельной Волгоградского завода буровой техники. Сейчас городская мэрия обсуждает долгосрочный договор аренды, представленный руководством компании, подписание которого может состояться уже в январе 2005 года.

Одним словом, пример Волгограда показал абсолютную эффективность работы частных структур в коммунальной сфере. Извечные городские проблемы наконец-то реально начали решаться, в связи с чем, хотелось бы верить, волгоградским опытом заинтересуются и в других городах и регионах нашей страны.

Выбор читателей