Вся власть – ФСБ!

Группа депутатов Госдумы во главе со спикером Борисом Грызловым внесла в нижнюю палату законопроект "О противодействии терроризму", где заложена возможность серьезных ограничений прав человека




"Режим террористической опасности" – вещь, скорее всего, нужная. Не даром же Соединенные Штаты и страны Европы у себя ввели в обиход это понятие и пока расставаться с ним не собираются. Нужная, а главное – наглядная. Если ввели оранжевый цвет опасности – это прямо "готовность номер один", а если красный - значит, уже сирены воют… Судя по всему, вскоре такая же штука появится и у нас. Но с поправками на местные особенности ведения контртеррористических операций. Во всяком случае, вчера группа депутатов Госдумы во главе со спикером Борисом Грызловым внесла в нижнюю палату законопроект "О противодействии терроризму". Режим, который может вводиться в России по этому закону, предполагает серьезное ограничение прав человека.

Как отмечает в связи с этим газета "КоммерсантЪ", основным аргументом за ужесточение антитеррористического законодательства и пересмотр закона "О борьбе с терроризмом" стал теракт в Беслане. Проект готовился в течение двух месяцев, но, как пишет газета, появился в Госдуме именно в тот момент, когда все внимание российской общественности приковано к украинским событиям.

Законопроект подготовлен в недрах Федеральной службы безопасности России, а внесен на рассмотрение спикером Госдумы Борисом Грызловым и главой Комитета по безопасности Владимиром Васильевым. Принципиальных моментов в нем несколько. Во-первых, все руководство по пресечению на территории России террористической деятельности возложено на ФСБ, а милиция может сражаться с экстремизмом лишь под руководством спецслужбы. Вооруженные силы Российской Федерации также могут быть привлечены для борьбы с терроризмом, причем с применением оружия и военной техники. Без изменения осталась норма о "специальных средствах", перечень и порядок использования которых Вооруженными силами устанавливаются правительством.

В законопроекте есть новая правовая норма – возможность введения "режима террористической опасности" (РТО), для этого достаточно приказа руководителя контртеррористической операции, то есть одного из руководителей ФСБ. Таким образом, документ прописывает третий вариант особого режима управления. Ранее у нас были режимы чрезвычайного положения и контртеррористической операции…

"КоммерсантЪ" в этой связи акцентирует внимание на том, что по нормативному акту РТО вводится в случае получения информации о подготовке или угрозе теракта и при наличии обстоятельств, "не позволяющих проверить такую информацию". Получается, что любая непроверенная информация, которую ФСБ может расценить как террористическую угрозу (например, сообщение о готовящемся теракте "в одном из городов РФ"), может служить поводом для введения на территории "одного или нескольких субъектов РФ" режима террористической опасности.

Что же касается прав человека, то тут законопроект предусматривает весьма серьезные ограничения. Итак, проверка документов у граждан и должностных лиц – раз, удаление граждан с отдельных участков местности и отбуксировка транспорта – два, введение контроля за телефонными переговорами и электронной почтой – три, ограничение или даже запрет на движение транспорта и пешеходов – четыре, запрет или ограничение на проведение митингов, шествий, пикетирования и других массовых мероприятий – пять. РТО не может длиться более 60 суток. Если более – это уже чрезвычайное положение. В общем, режим – это два месяца спокойной жизни без митингов, шествий и пикетов, кроме того – граждане ходят по одной специально отведенной колее, болтают по телефону исключительно о погоде и посылают по e-mail друг другу только поздравительные открытки.

А где запреты для простых граждан, там и для СМИ приготовлены серьезные ограничения. Благоволите: формы и объем информации, предоставляемой СМИ, определяет руководитель штаба по проведению контртеррористической операции, при этом глава ведомства вправе не только ограничить, но и полностью запретить доступ журналистов в зону проведения операции, пишет "Ъ". Можно также запретить репортерам снимать, фотографировать, вести аудиозапись и конспектировать подробности происходящего без официального разрешения начальника оперативного штаба. Помимо традиционных запретов, имеющихся в действующем законе "О борьбе с терроризмом", в законопроекте заложена давно любимая депутатами Госдумы штука: возможность запрета на обнародование информации, содержащей сведения о фактах или сценах "особо жестокого насилия".

Что касается сроков рассмотрения этого законопроекта, тут пока не очень ясно, пишет "Ъ". Впрочем, газета отмечает, что есть все основания полагать, что законопроект будет рассмотрен в первом чтении еще до конца 2004 года. Тем более, заметим, что нынешний состав Госдумы принимает нужные законы легко и непринужденно.

Выбор читателей