Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Благодаря валютным интервенциям Национального банка Украины (НБУ), официальный курс гривны к доллару после 21 ноября остается неизменным – 5,31 грн./$1. По утверждениям самого НБУ, для удержания этого курса он ежедневно продает на межбанковском валютном рынке до $100 млн, а по оценкам независимых экспертов – $150-200 миллионов. Нетто-отток валюты из государственных закромов, естественно, несколько меньше, но международные резервы НБУ тают на глазах. Тем более что кризис на валютном рынке начался еще за месяц до президентских выборов (кроме политических страхов, свою роль сыграли и разовые доплаты к пенсиям, произведенные правительством Януковича). Если в середине сентября резервы превышали $12,5 млрд, увеличившись с начала года более чем в 1,8 раза, то сейчас опустились ниже $10 млрд – это примерно соответствует объему средств в гривнах на банковских депозитах. При сегодняшних темпах "разбазаривания" валютных резервов у Нацбанка в запасе 7-9 месяцев, пока эти резервы не обнулятся полностью.
Пытаясь стабилизировать ситуацию в банковском секторе и на валютном рынке, НБУ издал 30 ноября постановление "О временных мерах в отношениях деятельности банков". Этим документом сроком на 1 месяц введены, в частности, ограничения на досрочное снятие клиентами своих депозитов, а также на продажу банками наличной иностранной валюты на сумму свыше $1 тыс. и безналичной валюты на сумму свыше $50 тыс. (для этого требуется письменное разрешение руководителя банка). Снятие юридическими лицами со своих счетов наличных средств в национальной валюте было ограничено суммой в 80 тыс. гривен в месяц, за исключением средств на зарплату и другие социальные выплаты. Кроме того, НБУ "рекомендовал" банкам ограничить получение клиентами наличности через банкоматы суммой 1,5 тыс. грн. в день и осуществлять покупку безналичной иностранной валюты на межбанковском рынке только по внешнеэкономическим контрактам, причем лишь по таким, которые предусматривают расчеты после поставки товара. Постановление содержало и другие меры – как ограничительного свойства, так и по рефинансированию комбанков. Кстати, что касается ограничений для клиентов, то в этом многие банки пошли еще дальше официальных требований и рекомендаций. Так, через те банкоматы, которые еще работают, можно снять, как правило, не больше тысячи гривен в сутки.
6 декабря НБУ выступил с заявлением, в котором потребовал от министерства экономики и Комитета защиты прав потребителей предпринять решительные шаги для предотвращения повышения цен из-за использования завышенного валютного курса. "Национальный банк Украины просит помнить, что повышение курса доллара, а вследствие этого и цен, является абсолютно безосновательным", – подчеркивается в документе. При этом Антимонопольный комитет Украины должен "расследовать каждый факт повышения цен субъектами хозяйствования на всей территории страны". Со своей стороны, НБУ намерен проводить жесткий мониторинг валютных операций и, в случае установления фактов использования завышенного валютного курса, "применять кардинальные меры, в том числе – отлучение от торгов на межбанковской валютной бирже". В заявлении содержится также призыв к субъектам хозяйствования не повышать цены без экономических оснований, а к населению – "воздерживаться от приобретения товаров, повышение цен на которые связано с завышенным курса доллара".
Это, безусловно, благие призывы, учитывая, что, если "безналичный" курс НБУ пока держит, то курс наличной гривны уже давно "поплыл". При этом, как говорят сами банкиры, наличной валюты в стране, что называется, "выше крыши". Просто в условиях политической неопределенности и ажиотажного спроса мало кто рискует продавать ее не по "завышенному" курсу. В результате процветает черный рынок. Еще в октябре НБУ обязал комбанки торговать наличной инвалютой по курсу, отличающемуся от официального не более чем на 2%, а 1 декабря вообще запретил продавать валюту через обменные пункты – они теперь имеют право только покупать, а все продажи должны осуществляться исключительно через банковские кассы. Итак, в обменниках валюты нет вообще, а в тех кассах, где она есть, выстраиваются длинные очереди, притом что в одни руки порой продают лишь по $50-100. Чаще, однако, о наличии иностранных денег в кассах свидетельствуют лишь таблички с курсом продажи 5,4-5,415 грн./$, а самой валюты тоже нет. Зато она есть рядом – у добрых дядь и теть. Правда, курс у них иной – от 5,7-5,9 грн./$ в Киеве до 6-7 грн./$ в отдельных регионах. Кстати, в Москве, у Киевского вокзала, приезжие украинцы могут сбыть свои деньги уже не дороже, чем по 3,5-4 рубля за гривну, или 7-8 грн./$ по кросс-курсу.
Еще раз подчеркнем, что объективных причин для дестабилизации финансового рынка на Украине пока нет (хотя могут сформироваться, о чем чуть ниже) – одна только реализация субъективных "восприятий". В этих условиях НБУ проявляет твердость: в упомянутом заявлении от 6 декабря говорится, что банк "и в дальнейшем будет проводить политику стабильного валютного курса в границах параметров, определенных Основными принципами денежно-кредитной политики на 2004 год". Утверждается, что Нацбанк имеет достаточный объем ресурсов для удержания стабильного курса даже в условиях повышенного спроса на иностранную валюту. Вместе с тем на днях Совет НБУ принял постановление, в котором указывается на возможность увеличения нормы обязательной продажи валютной выручки экспортерами с 50 до 100%. Согласно разъяснениям начальника управления НБУ по работе с СМИ Светланы Войцеховской, в практической плоскости этот вопрос пока не стоит, но правление НБУ может пойти на такой шаг в случае необходимости.
Обязательная продажа 50% валютных поступлений в течение пяти дней после поступления на счет в украинском банке была введена в сентябре 1998 г. как реакция на российский кризис. Впоследствии эту меру обещали отменить, но так и не отменили. Правда, по данным НБУ, в настоящее время реальный уровень обязательной продажи валютной выручки не превышает 25%, так как действует ряд льгот, в частности, разрешено погашать валютные обязательства до продажи валюты. Срок, в течение которого экспортеры должны перевести выручку "на счет в украинском банке", законодательно определен в 90 дней, и с началом политического кризиса такие переводы, по понятным причинам, стали задерживаться. Повышение обязательной планки до 100% может в данном отношении лишь усугубить ситуацию. Если к этому добавить общее снижение внешнеэкономической активности (сейчас срываются многие контракты, зарубежные клиенты и инвесторы занимают выжидательную позицию, объемы отгрузки продукции на экспорт упали, по некоторым сведениям, более чем в два раза) – как, впрочем, и активности бизнеса внутри страны – то получаются уже объективные предпосылки для финансово-экономического кризиса.
Пока еще эти негативные тенденции сравнительно легко и быстро могут обернуться вспять. Однако не факт, что после 26 декабря – вне зависимости от того, кто победит на выборах и как отреагирует оппонент, – политические риски не будут какое-то время превалировать в "восприятии реальности". Как долго? – вот в чем вопрос.
Накануне мир перевернулся