Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: irbis.asu.ru |
Только в конце позапрошлого века самых прозорливых профессионалов посетила светлая мысль свернуть с накатанного маршрута. Оказалось, что помимо высокоразвитой западной культуры интересным источником вдохновения могут стать художественные традиции Севера, Юга или Востока. Деревянные идолы из Африки и Полинезии повлияли на развитие кубизма. Блеклые краски и неяркий свет северных краев явно пришлись по душе символистам. Но самые большие открытия ждали художников на Востоке.
Японская гравюра на дереве, китайский фарфор и персидские миниатюры не просто поражали невиданными композициями и ярким цветовым решением. Мастера Востока, во многом сохранившие средневековую "примитивность", нередко использовали эффектные художественные приемы, давно позабытые в Европе. Мог ли выпускник любой западной Академии, с детства привыкший копировать античные слепки, смешивать краски на палитре в поисках верного тона и штудировать шедевры Высокого Возрождения, представить себе что совершенно плоское, лишенное перспективы изображение, к тому же раскрашенное "веселенькими" чистыми красками, будет смотреться не хуже, чем полотно, построенное по законам старых европейских мастеров?
На рубеже XIX-XX столетий европейские художники буквально ринулись на Восток. Их манила богатая природа, удивляли национальные костюмы и незнакомая еда. Но больше всего они были заинтригованы местным укладом жизни, традициями, не имевшими ничего общего с европейскими. К началу прошлого века восточная культура дала западному искусству множество свежих идей и новых образов.
Совершенно особым образом ориентализм нашел свое место в советском искусстве довоенной поры. Еще в 1923 г. трое представителей самого прогрессивного художественного заведения – ВХУТЕМАСа – в поисках новых ощущений отправились в Крым. По тем временам путешествие считалось весьма небезопасным, однако произведения, созданные по результатам поездки, сохранили имена Михаила Курзина, Михаила Гайдукевича и Елены Коровай для потомков.
Вслед за первопроходцами потянулась длинная вереница любителей восточного колорита. В короткие сроки художники освоили Грузию, Армению и Абхазию, добрались до Туркмении, Узбекистана и прочих среднеазиатских республик. Тем более что обстановка в центральных регионах страны все меньше и меньше способствовало свободному творчеству. С революционным авангардом было покончено, а любители пасторальных пейзажей и изящных натюрмортов неизбежно обвинялись в формализме. Не случайно применительно к творческой практике 1930-40-х годов "ориентализм" в нашем искусстве справедливо сопрягается с одним из устойчивых способов духовной эмиграции, эффективным средством неприятия и отрицания советского официоза.
В реальной жизни такие путешествия нередко оканчивались трагически. В 1938 г. в возрасте сорока лет был расстрелян М.Гайдукевич, неоднократно подвергался арестам и ссылкам М.Курзин, покинула родину в 1946 г. преследуемая властями Е.Коровай.
Однако, несмотря на исторические коллизии, эти художники, как и их последователи, сумели внести особую лирическую ноту в натужно-бравурное искусство социалистического реализма. Выставочный проект "Путешествие во времени и пространстве", предлагаемый галереей Г.О.С.Т. в выставочных залах Малого Власьевского переулка, открывает неизвестную страницу истории советского искусства.
Выставка открыта до 29 декабря
Стало известно, что творили украинские девушки
Разговоры о завершении конфликта звучат все громче