Лондон, Париж... Сначала увидеть, потом – расплачиваться

Сегодня купить в кредит туристическую поездку так же просто, как бытовую технику в крупных магазинах. Однако ставки по таким кредитам пока еще слишком высоки, а потому желающих ими воспользоваться не слишком много




Дума вот-вот подарит гражданам долгие новогодние каникулы – в этом уже практически не сомневаются большинство россиян. И наверняка многие из них употребят столь роскошный подарок на путешествия, тем более что сегодня это удовольствие доступно не только обладателям тугого бумажника. Еще 2-3 года назад на туристическом рынке появились первые компании, предлагающие туры в кредит, а сейчас достаточно набрать соответствующий запрос в Интернете, чтобы утонуть в море подобных предложений. Правда, они не отличаются особым разнообразием, поскольку, в отличие от туристических агентств, круг банков, желающих заняться потребительским кредитованием в данной отрасли, пока весьма ограничен. Наиболее заметны среди них "Русский стандарт" и "Первое О.В.К."; довольно активно кредитованием туристов занимаются "Финансбанк", "Ситибанк", Банк Сосьете Женераль Восток (BSGV), "Дельтабанк".

В офисах некоторых агентств купить поездку в кредит можно, что называется, не отходя от кассы, то есть от менеджера компании, который поможет заполнить анкету и вместе с ней отправит в банк специальную форму с указанием направления и стоимости тура. Другие агентства посылают клиентов самостоятельно оформлять кредит в банковских отделениях. Это зависит от кредитного учреждения, с которым сотрудничает компания, и от договоренностей между ними. Одни банки требуют справку о доходах заемщика и поручительств третьих лиц, другие готовы довольствоваться паспортом и свидетельством пенсионного страхования или аналогичным документом, подтверждающим личность. Условия предоставления кредита зависят, разумеется, в первую очередь от таких факторов, как величина займа и ее соотношение с доходами претендента. Его сумма в разных банках может составлять от 3-х до 200 тыс. рублей, а срок погашения – от 6 до 36 месяцев. Первый взнос в среднем равняется 20-30% от стоимости путевки.

Преимущества отдыха "взаймы" очевидны. Однако и платить за удобство придется достаточно ощутимо. Суммарные затраты на кредит достигают, как правило, порядка 30%-40% годовых и могут составить четвертую, а то и третью часть от цены тура. Впрочем, расходы эти можно немного сократить, если не пользоваться специальными "туристическими" программами, а сразу обратиться непосредственно в банк и взять обычный кредит на потребительские нужды. В "Сбербанке", например, ставка по такому кредиту равняется 19%. При этом будущему путешественнику не придется выплачивать комиссионные агентству и величина кредита не будет напрямую зависеть от стоимости тура, а значит, можно позаимствовать деньги и на попутные расходы. Но зато времени на рассмотрение подобной заявки уйдет значительно больше. Однако это совсем не смертельно, если учесть тот факт, что "горящую" путевку в кредит приобрести не удастся в любом случае. Никаких иных ограничений по выбору туров в кредит нет – ни по цене, ни по направлениям, говорит специалист по кредитам туристического агентства "Бизнес Океан" Людмила Петрова. Можно даже самостоятельно разработать маршрут предстоящего путешествия. Ведь банку нет дела до того, куда вы едете и на каких условиях, – ему важно только, чтобы по возращении вы вовремя и в полном объеме погасили свою задолженность.

По словам заместителя генерального директора туристической компании "Роза Ветров" Наталии Ротмистровой, в основном в кредит берут туры средней или чуть выше средней ценовой категории. Дешевые и очень дорогие путевки туристы предпочитают сразу оплачивать полностью. Это вполне объяснимо. Людей, выбирающих "экономный" отдых, отпугивают проценты по кредиту. А те, кто готов заплатить за поездку несколько тысяч долларов, не испытывают финансовых затруднений.

На самом деле, пока число желающих путешествовать "в долг" не так уж велико. Хотя в некоторых агентствах оно и достигает 10-15% от общего количества туристов, в целом данный показатель не превышает 2-5% (правда, среди них уже есть постоянные клиенты, неоднократно воспользовавшиеся такой формой оплаты путешествий). Причиной тому – слабая заинтересованность банков в данном сегменте рынка и высокие ставки по кредитам. Тем более что для основной массы российских граждан путешествия являются, скорее, все-таки прихотью, нежели жизненной необходимостью. Но интерес к путешествиям в кредит, скорее всего, будет расти вместе с ростом доходов населения и развитием всего рынка потребительского кредитования.

Выбор читателей