Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Национальная революция на Украине – явление абсолютно объективное и неизбежное, как неизбежен был распад советской империи. Первыми национальный статус обрели наиболее цивилизационно развитые прибалтийские государства. Затем пришел черед второго эшелона: Грузия, Украина. Следом по этому пути последует Молдавия, Белоруссия, Армения.
То что, становление национальных и демократических государств в бывших советских республиках происходит под лозунгами избавления от "советской империи", наследницей которой вполне справедливо считается Россия, неизбежно. То, что политическая риторика национальных лидеров в соседних государствах порой перехлестывает через край в обличении реальных и мнимых грехов российского государства, тоже неизбежно. Чтобы создать что-то новое, необходимо отказаться от чего-то старого. Стремление ускорить этот процесс приводит к вспышкам антироссийского политического радикализма. Да и национальных революций не бывает без крайностей национализма, которые сами по себе не могут не вызывать отвращение в цивилизованном сообществе.
Однако дело совсем не в лидерах национальных революций. Есть объективный исторический процесс, а моральный облик и биография Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко или Михаила Саакашвили никакого существенного значения не имеют. Они сумели стать выразителями рождающегося национального самосознания своих народов, что делает их историческими личностями, нравится это кому-то или нет. Стоит, наверное, напомнить, что, понятия "революционер" и "нравственность" обычно плохо сочетаются. Революционер по природе своей аморален. Так что вожди украинской национальной революции ни чуть не лучше и не хуже персонажей всех прочих революций.
Украинская национальная революция расколола страну, поставив ее на грань распада. И дело здесь не только в противостоянии украинцев и русских по национальному признаку. Если бы только это… Украинские и русские области страны буквально в одночасье оказались разделены незримой пропастью. На украинских территориях идет бурный процесс формирования национального государства, а русские территории застряли в эре полураспада империи, в котором преобладает неразвитое гражданское, правовое и национальное самосознание. Две части страны оказались в разных исторических эпохах. Удастся ли избежать распада этого кентавра – вопрос искусства и здравомыслия украинских политиков. Русское население Украины – достояние этой страны. Новым киевским политикам нужно его уважать и считаться с его интересами. Двухобщинность страны, в конечном счете, может принести гораздо больше пользы Украине, чем насаждение национальной унификации.
Украинские события во многих смыслах имеют самое непосредственное отношение к России. В них, как в зеркале, мы можем увидеть и нашу действительность, и нашу будущность. Какие же уроки мы можем извлечь из украинской национальной революции? Властная элита России во многом живет политическими представлениями вековой давности. "Вечно вчерашние" – вот наиболее точное определение ее интеллектуальному и культурному уровню. Российские политтехнологи действовали на Украине по тем же лекалам, по каким у нас проводятся губернаторские выборы. На внутрироссийских региональных выборах поддержка президента России становится главным стратегическим ресурсом, обеспечивающим победу тому или иному кандидату. Но Украина не Россия. Как можно было абсолютно игнорировать национальный вопрос, который и стал главным на прошедших президентских выборах в Украине, непонятно. В целом можно констатировать, что российские пиарщики добились прямо противоположного результата. Их неумелые действия еще более радикализировали предвыборную ситуацию на Украине и стали одним из катализаторов национальной революции.
Наш народ еще не стал нацией. Веками его скрепляло не чувство национальной общности, а принуждение государства. Единство страны все еще держится на государственном начале, а не национальном. Ущербность этого состояния осознается людьми, которых принято называть "европейцами". Отсюда мучительные и бесплодные поиски национальной идеи, которой на самом деле в реальном национальном государстве нет, так как нацию скрепляет дух и чувство, а не абстрактная идея. Возникнет ли на российских просторах нация, и как она будет называться, это большой вопрос. Интеллектуальная элита страны еще толком не обдумала такой фундаментальный вопрос, как соотношение понятий "русский" и "россиянин".
Империя еще жива в сознании очень многих людей в России. Поэтому национальная революция на Украине понимается многими как заговор Запада против России, а все прочие объяснения отметаются. Нашей стране пока трудно осознать, что мы живем в глобальном мире. Его основа – ценности демократии и рыночной экономики, а главная характерная черта – открытость и взаимодополняемость. Россия продолжает оставаться закрытой, нетолерантной страной даже тогда, когда президент Путин называет ее частью глобального мира. Проблема в том, что система ценностей нашего общественного сознания еще далека от самосознания демократического общества. По-прежнему статус личности и в мыслях, и на практике принижен, права человека не защищены. А ведь это лакмусовая бумажка, определяющая уровень цивилизационного развития страны.
Президент Путин верно оценил главный стержень всей внутренней жизни страны – единство России. Даже название партии власти в этом свете воспринимается как заклинание – "Единая Россия". Назначаемость губернаторов и полный контроль над парламентскими выборами призваны также ликвидировать малейшую угрозу сепаратизма и ослабления традиционной идеологии, на которой и покоится нынешняя российская государственность. Между тем главная проблема развития России не в отсталости власти, а в незрелости общества. Если эта незрелость затянется на относительно длительный срок, Россия распадется с непредсказуемыми последствиями для мира. Если же формирование нации и гражданского общества станет реальностью в течение ближайших десяти лет, то будущее России возможно в виде развитой федерации, с большой долей самостоятельности регионов. Второй путь пока представляется достаточно утопичным. К тому же он также чреват отделением ряда территорий. Слишком уж различно цивилизационное развитие отдельных частей страны.
Президентские выборы на Украине обнажили тот подрамник, на котором натянута ткань истории. Увы, многим все еще кажется, что никакого подрамника на самом деле нет, а есть лишь рука художника, наносящая по своему усмотрению краски и линии на холст бытия. Труднее всего убеждать в очевидном…
Стало известно, что творили украинские девушки
Разговоры о завершении конфликта звучат все громче