Ходорковский ждет обвинения в поджоге Манежа

За решеткой экс-глава "ЮКОСа" переосмыслил свою жизнь, но отношение к власти осталось прежним. Олигарх убежден, что Кремль боится мести и хочет засадить его "поглубже, лет на пять или больше"




Михаил Ходорковский в открытом письме, опубликованном сегодня газетой "Ведомости", высказал отношение к своему заключению, к политике государства относительно "ЮКОСа" и к жизни в целом. Бывший глава компании находится за решеткой уже более года, согласно ряду обвинений, в том числе в мошенничестве. Со времени ареста это далеко не первое обращение бизнесмена к общественности.

Ходорковский заявил, что сделал все возможное для сохранения компании. "Я сделал все от меня зависящее, чтобы нелюбовь власти лично ко мне не привела к таким последствиям для миноритарных акционеров, рядовых сотрудников компании, страны в целом", - сказал магнат.

Экс-глава "ЮКОСа" напомнил, что полгода назад предложил отдать принадлежавшие ему акции для погашения претензий к компании. "Однако был избран другой путь - путь избирательного применения закона, введение и использование задним числом новых правовых норм и трактовок, путь прямого и публичного уничтожения ростков доверия делового сообщества к арбитражному суду, к власти в целом", - отметил бизнесмен.

Российские власти неоднократно подчеркивали, что процесс над Ходорковским не носит политической окраски и что правительство имеет законные налоговые претензии к "ЮКОСу". Однако олигарх уверен, что дело, затеянное против него, целиком является заказным. На эти соображения его натолкнуло наблюдение за деятельностью правоохранительных и судебных органов, а также окологосударственных компаний. Кроме того, бывший глава концерна отметил тотальное давление на менеджеров и сотрудников фирмы, виновных только в том, что они когда-то работали под его началом. Он также возмущен абсолютной фантастичностью обвинений, предъявленных многим задержанным по этому делу. "Многих людей, в том числе женщин, держат в тюрьме. Зачем? Все очень откровенно: не мешайте громить "ЮКОС" и дайте компромат на Ходорковского", - иронизирует бывший глава компании. "Вопрос в том, какие уроки извлекут страна и общество из дела "ЮКОСа", финальный аккорд которого стал самым бессмысленным и разрушительным для экономики страны событием за все время пребывания у власти президента Владимира Путина", - заметил экс-глава НК.

Ходорковский отметил, что прекрасно осознает отсутствие у гонителей каких-либо доказательств его виновности. "Но это не принципиально, предъявят новые обвинения — например, в поджоге Манежа или в экономической контрреволюции". Бывший руководитель компании также заявил, что власти "хотят засадить меня поглубже, лет на пять или больше, потому что боятся, что я буду им мстить".

Кроме того, Ходорковский утверждает, что подобная политика властей относительно "ЮКОСа" бьет по репутации как самого правительства, так и всей экономике страны. "Но тем, кто это затеял, похоже, такие мелочи безразличны", - считает он. Предприниматель также отметил, что в России постепенно начинают заправлять "жадные люди", то есть бюрократия, которая "решила полностью уничтожить разделение властей".

Ходорковский также заявил, что заключение заставило его переосмыслить отношение к собственности. Теперь расставание с ней не будет для бизнесмена болезненным. "Я - вослед многим и многим узникам, известным и безвестным, - должен сказать спасибо тюрьме. Она подарила мне месяцы напряженного созерцания, время для переосмысления многих сторон жизни. И я уже осознал, что собственность, а особенно крупная собственность, сама по себе отнюдь не делает человека свободным, - говорится в заявлении. - Приходилось на многое закрывать глаза, со многим мириться - ради собственности, ее сохранения и приумножения. Не только я управлял собственностью - она управляла мною".

По словам экс-главы компании, $15 млрд, о которых писал Forbes, за последний год обратились практически в ноль, а скоро станут пустым звуком. Тем не менее он предполагал, что так и будет. Но он не предлагал только не трогать компанию, так как чувствовал свою ответственность перед ее сотрудниками и членами их семей. Ходорковский также отметил, что когда он и его команда пришли в "ЮКОС", компания несла убытки, было много задолженностей. А уже к 2003 г. они были погашены, и деятельность компании охватывала уже более 50 регионов страны. Так что акционеры не ошиблись, вложив в нее деньги.

Как пишет бизнесмен, только в тюрьме он почувствовал себя обычным человеком. Теперь для него главное не обладание, а бытие. Как известно, в жизни главное борьба не за имущество, а за самого себя, за право быть собой. "Это и означает, наверное, единственно возможный и правильный выбор - выбор свободы", - отметил Ходорковский.

Бывший глава "ЮКОСа" считает, что "эти простодушные люди пытаются судить обо всех по себе". Он также заверил, что графом Монте-Кристо (впрочем, как и управдомом) становиться не собирается. По мнению Ходорковского, дышать весенним воздухом, играть с детьми, которые будут учиться в обычной московской школе, читать умные книги — все это куда важнее, правильнее и приятнее, чем делить собственность и сводить счеты с прошлым.

Помимо прочего, бывший глава "ЮКОСа" в своем письме обратился с призывом к молодежи: "Не завидуйте крупным собственникам. Не думайте, что их жизнь легка и удобна. Собственность открывает новые возможности, но она же ведет к закрепощению творческих сил человека, размыванию его личности как таковой. В этом проявляется жестокая тирания - тирания собственности".

Выбор читателей