Луч света в темном царстве

Получивший 6 номинаций на премию "Оскар" биопик "Рэй" демонстрирует исчезающее искусство – заставляет зрителей поверить в реальность происходящего на экране. За что особое спасибо исполнителю главной роли Джейми Фоксу

Рэй (Ray)
США, 2004
Режиссер: Тэйлор Хэкфорд
В ролях: Джейми Фокс, Реджина Кинг, Керри Вашингтон




Скорее всего, причина успеха биопика о слепом музыканте, который по иронии судьбы носит имя Рэй ("луч") и ищет защиту от окружающей темноты в женщинах, наркотиках и музыке, в том, что в создании фильма коммерческие соображения играли меньшую роль, чем такое странное для Голливуда побуждение – "веление сердца".

Режиссер Тэйлор Хэкфорд впервые услышал имя Рэя Чарльза в четвертом классе, танцуя под "I Got a Woman". К окончанию школы он уже знал, что однажды сделает фильм о своем кумире. Хэкфорд снимал музыкальные шоу на телевидении, мюзиклы и документальные фильмы о корифеях рок-н-ролла, пока в 1987 г. не приобрел права на экранизацию жизни Чарльза.

Но ни в 80-е, ни в 90-е ни одна студия не собиралась финансировать фильм о культовом музыканте. Каждый год режиссер отправлялся с извинениями к своему герою, который философски отвечал, что проект состоится именно тогда, когда это будет нужно. Наконец, 15 лет спустя, Хэкфорд нашел независимые источники финансирования, а один из 12 детей Чарльза, Рэй-младший, стал исполнительным продюсером картины. Тот факт, что ее согласилась выпустить Universal, нужно опять же приписать личному влиянию Чарльза – один из биг боссов компании вспомнил, как когда-то автостопом ездил в Голливуд на его концерты.

Хэкфорд, оба Рэя и биг босс не ошиблись в расчетах. Фильм получил 6 номинаций на премию "Оскар", включая "Лучшего актера", "Лучшего режиссера" и "Лучший фильм года", а Джейми Фокс – "Золотой глобус" и всяческие премии кинокритиков.

На протяжении двух с половиной часов Хэкфорд и Фокс демонстрируют исчезающее искусство – они заставляют зрителей поверить в реальность происходящего на экране. Нет декораций, исторических костюмов и положений камеры, нет телевизионного комика средней руки Джейми Фокса – есть несколько десятилетий жизни одного человека, его боль и борьба. Есть этот человек, который вовсе не обязан совпасть во всем с реально существовавшим Рэем Чарльзом и, вероятно, не совпадает, как любая биография, пусть даже заверенная и одобренная ее персонажем (для него напечатали копию сценария шрифтом Брайля). Из десятков интервью с музыкантом Хэкфорд смонтировал историю, шарнирами которой служат вина, соблазн и нежелание сдаваться – вполне в духе голливудских канонов.

"Рэй" вообще снят крайне просто, даже скупо. Отражая слепоту главного героя, эффектные кадры сосредоточены в его воспоминаниях о детстве, когда он был еще зряч и молча смотрел, как тонет младший брат, а на ветру переливались и звенели разноцветные бутылки, подвешенные к дереву. Некоторые эпизоды фильма просто иллюстрируют самые песни Чарльза – включая "I Got a Woman", "Hit the Road, Jack" и "Georgia on My Mind".

Хэкфорд сопрягает изменения в стиле музыки Чарльза – от кантри и госпела к блюзу и рок-н-роллу – с изменениями в жизни Америки, и от эпизода с запретом на выступления музыканта в Джорджии, через достойные хрестоматии кадры белых мальчиков и девочек, танцующих под черную музыку, идет к сцене торжественного награждения Рэя званием "почетный гражданин штата" и придания его песне "Georgia on My Mind" статуса гимна.

Возможно, смерть музыканта уже после завершения съемок фильма навела глянец на отражение его жизни, на благонравное завершение экранной истории в момент, когда образы умерших матери и брата помогают Рэю избавиться от героиновой зависимости. Или же та торжественность, с которой Хэкфорд взялся за воплощение давно задуманного, скрывает тот факт, что для режиссера его герой так и остался загадкой. И только Фокс, как медиум, почти помимо своей воли транслирует часть этой загадки на экран, и этого оказывается достаточно для признания его новым Сиднеем Пуатье.

В кинотеатрах с 27 января

Выбор читателей