Россия мечтает построить дубль СССР

После катастрофы отечественных политтехнологов на Украине мечта об усилении влияния России на страны СНГ только окрепла. Жириновский запугивает американцами, а Павловский предлагает пересмотреть саму доктрину




Тоска по бывшему СССР нет-нет, да и начинает грызть отечественных политических деятелей. То обстоятельство, что ни одна из бывших "братских республик" не выражает желания вернуться под теплое крылышко России (даже Союзное государство с Беларусью никак не родится), не мешает существованию голубой мечты о восстановлении сверхдержавы.

В четверг эта темы была затронута сразу в двух публичных выступлениях. Политтехнолог Глеб Павловский рассказал о новой стратегии Москвы в отношении стран СНГ. "Россия сейчас подвергает ревизии свою политику на постсоветском пространстве и механизмы ее обеспечения. Полностью отставлена концепция ближнего зарубежья, которая мертва, и попыток ее восстановления ждать не следует. Она основывалась на предположении, что международные структуры и мировое сообщество определенным образом гарантируют безопасность России в рамках этого ближнего зарубежья. Поскольку это не подтвердилось, сегодня тема ближнего зарубежья неактуальна, – заявил Павловский. – Принципом России в подходе к своим партнерам на постсоветском пространстве будет здравый смысл и значительно большая прозрачность, попытки установления которой, собственно, начались с прошлого года".

Известно, к чему в прошлом году привели эти попытки, однако Павловский не сдается: "Позиция, занятая Россией во время выборов в Украине, была, собственно говоря, первой попыткой ведения открытой политики. Отныне Россия не будет выстраивать политические проекты, политические схемы за спиной суверенных правительств на Евровостоке". А пока за неправильную политическую схему предстоит отдуваться экс-президенту Украины: Рада на днях поставила вопрос о возбуждении уголовного дела против Кучмы. Павловский так прокомментировал "Yтру" эту ситуацию: "Леонид Кучма, как известно, в ноябре-декабре выбрал свою судьбу и решил стать ее хозяином. Точнее, он выбрал хозяев собственной судьбы. С ними он и должен ее обсуждать. Я думаю, что он этим сейчас и занят. Я имею в виду то, что Верховная рада возбудила против него уголовное преследование. Господин Кучма ведет определенный торг относительно своей личной судьбы, разменяв свои гарантии и преференции на судьбу своей политики, и в каком-то смысле, своего государства. Бог ему судья, но дальнейшие риски несет целиком он сам".

Однако одной Украиной, да и странами СНГ, Глеб Олегович решил не ограничиваться. "Есть еще одна вещь, которая, разумеется, будет уточняться сейчас, – это представление о зоне интересов России. Да, когда-нибудь Россия станет опять мировой державой, и у нее будет глобальная зона интересов. Сейчас это не так, сейчас наша зона интересов отнюдь не глобальна и не охватывает весь земной шар. Сейчас существуют страны, в которых у нас сосредоточены интересы. И вхождение каких-то из этих стран в Евросоюз или в НАТО не будет означать, что они тем самым выпадают из зоны наших интересов. Страны Балтии, безусловно, находятся в зоне наших интересов, – объясняет политтехнолог. – Попытка какой-то бы то ни было из стран Европы, Восточной или Западной, сильной или слабой страны, поощрения доктрины отбрасывания России, будет создавать конфликтные отношения с данной страной, это надо просто очень ясно понимать. Помимо того, что это само по себе некоторая глупость, то есть это попытка наложения на гигантское поле проблем объединения Европы искусственной геополитической схемы, не отражающей никаких актуальных задач". Одним словом, вот станет Россия сверхдержавой и всем покажет. Впрочем, Павловский весьма тщательно выбирал выражения. Чего не скажешь о другом ораторе, отметившемся выступлением на ту же тему.

Владимир Вольфович Жириновский рассказал вчера журналистам о своей геополитической модели мира: "Надо добиться того, чтобы Москва реально стала третьим мировым центром, и для этого есть все условия и возможности. Надо с оптимизмом смотреть в будущее, ибо хуже всего будет американцам. Их империю ждет крушение. Уже следующим президентом будет черный – Колин Пауэлл, и произойдет раздел Америки. Останутся две мировые валюты: рубль и евро. И языки: английский, французский и русский. Остальные не нужны".

Даже не передохнув, лидер ЛДПР продолжил: "Когда США завершат разгром Тегерана и Дамаска, они пойдут на Закавказье. Только великие державы могут договариваться. Когда от СССР отделялись наши друзья, они думали, что станут процветающими демократическими государствами. Но Закавказье станет полигоном. На планете есть три империи: американская, европейская и русская. Европейцы Кавказу не помогут. Они старые, дряхлые, усталые и не умеют воевать. Раз Кавказ говорит по-русски, так пусть живет в русской империи. И не выдумывайте независимых государств, а – на поклон в Кремль. Сразу будете живы-здоровы, и все будет хорошо. Так что назад, на родину, домой. Погуляли – и в Кремль".

Безусловно, сравнивать манеру изложения своего видения ситуации на просторах бывшего СССР Павловского и Жириновского некорректно. Однако тезис о необходимости усиления влияния России на постсоветском пространстве в последнее время звучит все чаще. И если это действительно некое магистральное политическое направление, остается лишь гадать, как оно будет воплощаться в жизнь, слабо надеясь, что ошибки, допущенные на Украине и в Абхазии, клонированы не будут.

Выбор читателей