Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: gay.ru |
Роберт Мэпплторп (1946-1989) – не только один из самых талантливых фотохудожников второй половины XX столетия, но и первый в мире мастер, открыто признающий "обманную" сущность любого искусства. Столь нежно любимые искусствоведами всего мира возвышенные термины: "выбор художника", его "специфическое видение мира" – теряют всякую актуальность после того, как вы столкнетесь с суровой жизненной правдой Мэпплторпа: "Камера дает прекрасную возможность лгать. Если вам не нравится этот жест или выражение лица – вы их не фотографируете. Так мы все и врем".
Неизвестно, пытался ли Мэпплторп намеренно ввести в заблуждение все человечество или, наоборот, раскрывал в снимках свою истомившуюся душу, но то, что в результате получилось, принесло художнику скандальную славу и почетное звание "иконы гей-культуры". И дело даже не в эротических снимках в жанре садо-мазо и не в самых интимных фрагментах мужского тела, запечатленных с необычайным упоением. Как справедливо заметил один из исследователей творчества мастера, Роберту Мэпплторпу свойственно "особенное отношение к форме, которое можно определить как жестокость красоты" или, говоря проще, его образы всегда несут сильный эротический заряд, даже если это всего лишь изящные цветы.
Еще 15 лет назад его имя было знакомо лишь самым продвинутым фанатам фотоискусства. Но уже в середине 90-х персональные выставки Мэпплторпа с успехом прошли в крупнейших музеях и самых престижных галереях Европы и Америки. Росту его популярности немало способствовала деятельность Фонда Роберта Мэпплторпа, который, похоже, владеет всеми негативами мастера и единолично распоряжается авторскими правами.
В нынешнем сезоне, как всегда с опозданием на десяток лет, мэпплторпомания захлестнула Москву. В рамках Первой Московской биеннале в Московском доме фотографии торжественно открылась экспозиция "Роберт Мэпплторп и классическая традиция. Искусство фотографии и гравюры маньеризма". А буквально на днях свою версию выставки-монографии, посвященной творчеству Мэпплторпа, представила московская галерея "Стелла Арт".
Относительно целомудренный "биеннальный" проект злые критики немедленно обозвали "Мэпплторп для младшего и среднего школьного возраста". Подготовленная куратором Государственного Эрмитажа совместно с сотрудниками нью-йоркского Гуггенхайма экспозиция построена на тонкой игре-перекличке композиций Мэпплторпа с работами известных итальянских художников XVI столетия. Здесь нет фотографий "с порнографическим уклоном", которые принесли скандальную известность их автору, да они и не нужны. Наметанный глаз музейных работников выбрал из богатого наследия Мэпплторпа самые изящные и в то же время наиболее сильные снимки. И оказывается, что очередной божок поп-культуры может быть настоящим художником – работы фотографа выглядят ничуть не хуже старинных гравюр.
В экспозицию, представленную галереей "Стелла Арт", вошли три портфолио Роберта Мэпплторпа – "X", "Y", "Z" – и 12 самостоятельных снимков, среди которых есть и поздние фотографии, в том числе "Автопортрет" 1988 года. Серии "X", "Y", "Z" считаются уникальными и практически никогда не выставляются в галереях. В "Стелле" для них выделили специальную "Черную комнату", в которую заботливые кураторы проекта торжественно пообещали не впускать несовершеннолетних граждан. Действительно, крупнокалиберные афроамериканские гениталии могут потрясти незрелую психику тинэйджера, но зритель, рассчитывающий получить чисто эстетическое наслаждение от выставки, пожалуй, будет несколько разочарован. Фотографии, висящие в сакральной комнате, весьма разнообразны по качеству, малоформатны и плохо освещены. От изысканности и отточенности стиля мастера не остается и следа, хотя в плотно сомкнутых рядах черно-белых снимков встречаются и вполне шедевральные экземпляры. Зато можно воспользоваться случаем и приобрести одну из фотографий мастера, представленных в соседнем зале. Представители Фонда Мэпплторпа уверяют, что они тоже вполне эксклюзивны – с каждого негатива делается не больше десяти отпечатков.
Женщины опасаются действия властей