У запертых в горящем салоне Aн-24 шансов не было

Уцелевшие пассажиры рухнувшего на землю самолета рассказывают, что он после крушения "вспыхнул, словно спичечный коробок". Сидевшие в первых рядах погибли мгновенно, шансов спастись у них практически не было




В Ненецком автономном округе продолжается расследование катастрофы Ан-24, который разбился в среду у поселка Варандей. Сейчас началось опознание тел погибших. Накануне вечером самолет Ан-26 доставил тела и останки 28 человек в Нарьян-Мар. Правда, вчера в Главном управлении ГО и ЧС округа опасались, что личности погибших установить не удастся, так как на месте трагедии почти все сгорело. Спасены 24 человека, 19 из них – пермяки, 14 пострадавших вчера перевезли в больницы Перми. С некоторыми удалось побеседовать газете "КоммерсантЪ".

"Я сидел в хвосте самолета, это меня и спасло, – рассказал дизелист Павел Павлов. – Все произошло настолько быстро, что опомниться никто не успел. Самолет, конечно, прилично покачивало, но о плохом никто не думал. Нас попросили пристегнуть ремни, так как пошли на посадку. Я потом здорово пожалел, что пристегнулся. При ударе о землю ремень заклинило, и я долго не мог его расстегнуть. Чувствую, по мне уже несколько человек прошли, а я все сижу прицепленный. Слева по борту, как раз со стороны наших кресел, образовалась большая трещина. И люди, не дожидаясь, пока откроют дверь самолета, полезли туда. Кажется, я вышел одним из последних, но в дверь или в эту трещину – не помню. Единственное, что отчетливо запомнилось: со стороны передних рядов по потолку резко пошел дым".

"Два года уже летаем, – включился в разговор дизелист Вадим Галеев, – раньше нас архангельская компания перевозила. А эта чья, не знаем. Но экипаж вроде бы из Новосибирска. По крайней мере, стюардесса наша – Мария. Мы ее вчера навещали. Она повредила позвоночник. Во время падения бортпроводница сидела на откидном стульчике у двери... Когда самолет зацепился шасси за кучу песка, произошло падение. Сильный удар. Повыбивало стекла. Вскоре во что-то врезались, потом увидел – в другую кучу песка. Со стороны кабины пилотов возникло пламя. Оно продвигалось очень быстро. Самолет вспыхнул, словно спичечный коробок. Ветер дул в нос лайнеру. Возник эффект трубы, пламя стало втягивать внутрь салона. Те, кто сидел на первых рядах, погибли практически в считаные минуты. Мы успели покинуть самолет до того, как огонь до нас добрался. Дверь, помню, заклинило. Навалились на нее все, кто были на последних рядах. Выбрались сами, а потом людей спасти из пожара пытались".

"Я даже испугаться не успел, - рассказал "Известиям" еще один пассажир. - Читал газету, а потом почувствовал удар. Начался пожар, я побежал помогать ломать дверь. Около моего сиденья лопнул фюзеляж, образовалась трещина, и те, кто поменьше, смогли в нее пролезть".

По словам спасателей, у тех, кто занимал места в начале салона, шансов спастись практически не было. "Самолет разломился пополам, у него вырвало дверь в задней части, и поэтому те, кто был в задней части, имели возможность выйти. Находившиеся в передней оказались заблокированы и деформированы железом, поэтому им от пожара было не уйти", – пояснил начальник Архангельской областной службы спасения Игорь Поливанный.

Список погибших (по данным издания "Газета"):

1. Бражников Алексей Владимирович;

2. Ваганов Алексей Николаевич;

3. Волобуев Сергей Николаевич;

4. Голдин Алексей Геннадьевич;

5. Голдин Игорь Геннадьевич;

6. Грибов Александр Геннадьевич;

7. Джумко Евгений Александрович;

8. Жуланов Виталий Александрович;

9. Иванов Александр Николаевич;

10. Иванов Андрей Николаевич;

11. Калинин Дмитрий Николаевич;

12. Кучукова Айгуль Назмухановна;

13. Мельникова Наталья Николаевна;

14. Митрошин Сергей Валентинович;

15. Паршаков Олег Анатольевич;

16. Рожков Александр Александрович;

17. Рожков Александр Николаевич;

18. Саблин Евгений Вениаминович;

19. Садилов Андрей Викторович;

20. Сахно Вадим Иванович;

21. Усанин Сергей Васильевич;

22. Филимонов Андрей Васильевич;

23. Хозяшев Андрей Леонидович;

24. Шайхутдинов Рустам Ринович;

25. Шорин Алексей Владимирович;

26. Щурин Эдуард Владимирович;

27. Командир экипажа Виктор Попов;

28. Штурман самолета (фамилия пока неизвестна).

Как рассказывали ранее сотрудники аэропорта, Ан-24 был в зоне их видимости и плавно шел на посадку. Самолет находился в так называемом посадочном режиме, с выпущенными шасси и закрылками. Затем диспетчер Варандея услышал в наушниках щелчки, характерные для ситуаций, когда пилот пытается выйти на связь, но по каким-то причинам у него это не получается. Через несколько секунд все сотрудники аэропорта увидели, как машина заваливается на левое крыло, уходит в штопор и падает. Экипаж, видимо, пошел на вынужденную посадку. Самолет не долетел до посадочной полосы всего 5 километров. Скорее всего, отказал левый двигатель. Аппарат врезался носом в землю, завалился на левое крыло и загорелся.

Между тем специалисты Межгосударственного авиационного комитета готовятся к расшифровке черных ящиков, которые уже доставлены в Москву. Версий произошедшего по-прежнему три: техническая неисправность, ошибка пилота и плохая погода.

Выбор читателей