Ученые доказали пользу секса на дрожжах

Новое исследование международной группы биологов должно положить конец жарким спорам о наилучшем способе размножения. Исследователи выяснили, что природа не просто так пошла половым путем

Люди науки, для которых не существует ничего святого, подвергают сомнению все и вся, в том числе и пользу секса с точки зрения эволюции. Но исследование, предпринятое нашими любимцами, Британскими Учеными, вроде бы доказывает преимущества полового размножения.

В учебниках биологии написано, что размножение половым путем выгодно для организмов, поскольку обеспечивает большее количество сочетаний генов и способствует выживанию вида. Но это гипотеза столетней давности, а для современной науки ответ далеко не столь очевиден. Альтернативный способ размножения – клонирование – имеет немало преимуществ. Родители не тратят время на поиск партнера, размножаться можно чаще, наконец, оптимальные комбинации генов не исчезают в общем "котле".

Наука до сих пор не может ответить, зачем природе понадобилось спаривание. В последние 30 лет господствовала т.н. "гипотеза Черной Королевы": для того, чтобы оставаться на месте (выжить в процессе эволюции), нужно бежать изо всех сил. Всевозможные вредители атакуют, как правило, наиболее распространенный генотип, и постоянное появление новых комбинаций генов "сбивает их с толку". Но и этот принцип не так давно подвергли сомнению: по некоторым подсчетам выходит, что выбрать секс живые организмы могли только при невероятном количестве паразитов. Пока держится "космическая" версия: столкновение Земли с астероидом или резкое повышение уровня радиации могло вынудить обитателей нашей планеты меняться как можно быстрее, чтобы приспособиться к новым условиям.

Отчасти жаркие споры были вызваны нехваткой опытных данных – проверить такие теории на практике нелегко. В этих условиях очень ценную работу выполнила группа ученых из Британии и Новой Зеландии, статья которых опубликована в журнале Nature. Они продемонстрировали пользу смешивания генов на дрожжах (некоторые их виды тоже способны размножаться половым путем). При помощи новейших методов были специально выведены одинаковые штаммы, отличающиеся только "сексуальностью": один производит потомство при скрещивании, а второй только клонирует себе подобных. В благоприятных условиях обе культуры росли одинаково быстро. Но когда им сократили количество пищи, "сексуальные" дрожжи оказались более живучими: они размножались со скоростью 94% от первоначальной, а у их двойников-клонов этот показатель составлял лишь 80%.

Таким образом, получен ответ на главный вопрос – полезен ли секс для вида. Однако многие вещи еще предстоит выяснить или доказать: начиная от того, что преимущество полового размножения состоит именно в разнообразии генных комбинаций, и заканчивая вопросом, почему всю тяжесть продолжения рода несут самки.