Возвращение эвакуаторов обещают сделать нестрашным

Официально час парковки в Москве стоит от 9 до 11 рублей. Однако москвичи сами легко платят по 100 руб. и более. Проще заплатить, чем "выяснять отношения" с парковщиком: в лучшем случае вам проколют колеса, а в худшем – могут избить


Фото Сергея Грузинцева



По Москве упорно ходят слухи о том, что готовящийся в недрах столичной власти новый закон о парковках будет абсолютно драконовским. Автомобилистов пугают полной ликвидацией мест бесплатной стоянки, повышением штрафов за нарушения правил парковки и возвращением эвакуаторов. Чтобы выяснить, что на самом деле будет представлять из себя новый закон, мы обратились к председателю Московской городской думы Владимиру Платонову.

"Yтро": Во втором чтении Мосгордумой принят законопроект, согласно которому с 1 января 2007 г. парковка автотранспорта в Москве будет запрещена везде, кроме специально отведенных мест. Кроме того, существует предположение о многократном увеличении штрафов за нарушение правил парковки. Можете ли вы расставить точки над "i" в этом вопросе?

Владимир Платонов: В вашем вопросе содержится недостоверная информация. Объясняю, почему: то, что вы сейчас сказали, является скорей всего, цитатой из какой-то статьи. Действительно, в Московской городской думе рассматривается проект городского закона "О парковках", мы приняли данный законопроект в первом и во втором чтениях. Но это вовсе не значит, что он будет существовать именно в такой редакции, которую сейчас принято столь эмоционально обсуждать. Когда мы голосовали за данный законопроект в первом чтении, мы прекрасно понимали, сколь остра проблема парковок в Москве, равно как и сама проблема нахождения в городе огромного количества автомобилей. По данному вопросу существует решение исполнительной власти, но оно не решает всех проблем, а иногда даже попытки их решения только усугубляют сами проблемы. Например, создав платные парковки, исполнительная власть не отследила процесс реализации своего решения. Так, при установленных нормативах платы за парковку 9, 10, 11 руб. в час (в зависимости от удаленности от центра города) предприимчивые и не совсем чистые на руку люди собирают с автовладельцев гораздо больше. Это мошенничество, и разбираться с ним должны правоохранительные органы. Таких "парковщиков" необходимо задерживать, выяснить обстоятельства дела и привлекать к уголовной ответственности за незаконные поборы с автовладельцев. Самим же гражданам бороться с этим практически нереально – не советовать же водителю пускаться в "выяснение отношений" с крупных размеров парковщиком, который нередко бывает нетрезв. В лучшем случае вам проколют колеса, а в худшем могут и причинить телесные повреждения.

Все дело в том, что организации, получившие от города право на организацию парковок, зачастую используют для этого совершенно посторонних людей. Как минимум, не москвичей, а порой и граждан, нелегально находящихся на территории столицы. Им плевать на какие-либо правила, у них одна задача: за световой день собрать как можно большее количество денег, отдать их организатору этой "деятельности" и что-то из этого оставить себе.

Все это и вынудило нас взяться за рассмотрение этого законопроекта. Очень жаль, что о нем сейчас судят по той редакции, которая была подготовлена ко второму чтению. При этом критики совершенно не обращают внимания на выступления депутатов, настаивающих на принятии своих поправок. При таком отношении автора законопроекта к поправкам депутатов я не завидую этому документу – закон попросту может и не увидеть свет. У нас бывали случаи, когда невнимательное отношение автора законопроекта к поправкам приводило к тому, что мы "заворачивали" такой документ и во втором и даже в третьем чтении.

Существуют различные мнения относительно того, как должна быть организована парковка автотранспорта в городе. Например, некоторые граждане, которые не имеют автомобилей, считают, что нужно вообще закрыть дворы, не пускать туда машины, создав для них в городе определенные "гетто". Те, у кого есть автомобиль, обычно считают, что их авто непременно должно находиться на доступном расстоянии от их квартиры, чуть ли не на лестничной площадке. Учесть интересы и тех и других и ни кого при этом не обидеть возможно далеко не всегда. Поэтому, работая над законопроектом, мы будем стараться учесть все мнения и все возражения. Так что говорить о том, что будет в Москве с парковками с января 2007 г., пока еще рано. Даже если сейчас взять имеющуюся редакцию, то вводить ее в качестве закона можно только тогда, когда город создаст условия, позволяющие автомобилистам спокойно оставлять машины на перехватывающих стоянках и отправляться в центр на городском транспорте. Я прекрасно понимаю, как много еще нужно сделать для того, чтобы это стало возможным.

"Y": На каком этапе все это находится сейчас? Где можно будет стоять машинам, а где нет?

В.П.: Здесь работа ведется в двух направлениях. Первое: получив негативную информацию от москвичей, мы обратились к мэру города, чтобы он дал задание соответствующим службам провести проверку на предмет того, как сегодня работают парковки. Эта работа сейчас проводится. И я не завидую тем организациям, которые получили у города право организовать стоянки, а сами потворствуют ни чем не обоснованным поборам с населения. Они просто лишатся лицензий, лишатся возможности работать в городе. Второе: работа над законом ведется, в него вносятся очень существенные поправки. Сейчас автору законопроекта предстоит работать с поправками, внесенными депутатами Московской городской думы.

"Y": Хотелось бы все-таки узнать, есть ли на данный момент какие-то представления о тарифах. Сколько это может стоить, хотя бы какой порядок цифр?

В.П.: А у нас порядок уже установлен: 9, 10, 11 руб. в час. Я не исключаю, что так оно и будет. Понимаете, установка цен и тарифов – это прерогатива исполнительной власти. Она вполне бы могла установить верхние пределы цен, чтобы не было непомерных завышений.

"Y": Вы можете гарантировать, что тарифы, которые будут взиматься на местах, не будут выше установленных законом?

В.П.: Понимаете, в чем дело. Я не могу гарантировать, что кто-то не попытается взять больше. Я хочу сказать, что это обязанность власти – добиться того, чтобы суммы, взимаемые с водителей за парковку, были бы а именно такими, которые установил город. Мы, со своей стороны, подошли к вопросу дифференцированно: ввели 3 уровня цен (9, 10, 11 руб. в час), понимая, что чем ближе к центру, тем парковка дороже. Но рынок продиктовал свои условия. Ставят же граждане свои машины и за 50, и за 100 руб. в час.

"Y": И когда же система парковок заработает по установленным городом расценкам?

В.П.: Эта система не заработает на основании закона города Москвы, пока мы не добьемся порядка и создания реальных условий для того, чтобы парковка в городе осуществлялась в интересах москвичей.

"Y": В свете реализации нового закона – останутся ли места, где по-прежнему можно будет оставлять машину бесплатно?

В.П.: Я уверен, что такие места будут. Многие ведь оставляют автомобиль у обочины на свой страх и риск, просто застраховав машину...

"Y": А есть какие-то мысли, как решать проблему с парковками во дворах?

В.П.: Есть множество предложений, мнений. Власти уже немало сделали для обеспечения сохранности автомобилей москвичей, хотя бы те же "ракушки" (естественно, установленные законно). Иногда жители сами огораживают около дома площадку, ставят шлагбаум, нанимают охрану и паркуют там свои машины. Я считаю, в этих случаях городские власти вправе требовать с такого объединения жильцов-автолюбителей какую-то умеренную оплату за то, что городская земля занята тем, что на ней находятся машины. Ведь эта земля изымается из городского оборота под четко целевое назначение – для парковки автомобилей жителей этого дома.

"Y": Давайте поговорим об еще одной важнейшей транспортной проблеме – скором возвращении эвакуаторов. Здесь есть масса спорных моментов – хотя бы в части того, на каком основании неправильно припаркованную машину увозят на штраф-площадку. В соответствии с действующим законодательством, действия эвакуаторщика законны лишь до той поры, пока он перемещает машину, припаркованную в неположенном месте. После того, как машина с этого места удалена, дальнейшее ее перемещение идет вразрез с законом. Будет ли это учтено с возвращением эвакуаторов? Возродятся ли штраф-площадки?

В.П.: Я сам являюсь активным сторонником эвакуаторов. Мне известен зарубежный опыт. Там ни у кого не вызовет удивления, если машина, брошенная под знаком "парковка запрещена", будет эвакуирована. Я интересовался опытом Италии – там неправильно припаркованные машины так же увозят, и их так же очень сложно найти. Более того, оплатить штраф можно только наличными. И так далее. Т.е. городские власти умышленно создают дополнительные трудности для тех, кто нарушает правила парковки. У нас же все, как всегда, наоборот. Человека, так же, как и в случае с парковками, смущает прежде всего то, что его машина попадает в руки каких-то бандитов, которые устанавливают совершенно запредельные цены за ее возвращение. Если мы добьемся, чтобы это были понятные, заранее определенные тарифы, то реакция на всю систему принудительной эвакуации будет совершенно другой.

Мы просто обязаны вводить эвакуацию неправильно припаркованного транспорта. Это необходимо и делается в интересах самих же москвичей. Но при этом для водителей должна существовать гарантия, что деньги с них будут собираться строго в соответствии с законом и поступать в бюджет города, а не в карман какого-то нахала с полосатым жезлом или владельца эвакуатора.

"Y": Тогда скажите, почему парковочно-эвакуаторский беспредел благополучно существовал в течение нескольких лет? Что, все эти открытия насчет "нахалов" с жезлами и эвакуаторами были сделаны только сейчас?

В.П.: Это не совсем так. Такая практика была введена законом РФ, это мера наказания – мера административной ответственности. Уследить же за тем, как это реализуется в таком большом городе, как Москва, просто невозможно. Я уже говорил, что принудительная эвакуация вызывает глубокое возмущение автовладельцев во всех странах. Но там граждане преимущественно законопослушные, а у нас нет. У нас человек зачастую считает, что если он нарушили правила и заплатил за это деньги, то потом всю жизнь можно возмущаться по поводу этой "чудовищной несправедливости".

"Y": А не получится ли так, что под это дело знаки "остановка запрещена" будут развешаны везде, где можно и где нельзя...

В.П.: Вы, наверное, знаете, что дорожный знак не может появиться там, где это кому-то захочется. Установке любого знака предшествует работа соответствующих служб. С органов ГИБДД можно потребовать обоснования установки любого знака в любом месте.

"Y": Приезжая в Москву, европейцы удивляются двум вещам: с одной стороны – большому количеству широких многополосных дорог, которого не встретишь в большинстве европейских столиц, а с другой – полной неспособности соответствующих служб организовать нормальное по ним движение. Так, может, первопричина транспортных проблем города не столько в неправильных парковках, сколько в отсутствии нормальной организации дорожного движения?

В.П.: Мы, действительно, пока еще не исчерпали ресурс организации движения и парковок на тех площадях, которые есть в городе. Мы привлекали немецких и французских специалистов, они изучили транспортные особенности города и сказали, что возможность улучшения ситуации через более оптимальную организацию движения есть. Но вы обратите внимание, ведь и городские власти не сидят сложа руки. Вы посмотрите, сколько появилось новых развязок. Я даже не говорю про МКАД, про третье транспортное кольцо... Поймите, за последние 15 лет в Москве появилось такое количество автомобилей, о котором даже не могли подумать архитекторы и строители прежних лет. В те годы улицы, дома и дворы строились без учета того, что происходит сегодня. Сейчас мы работаем просто в авральном режиме.

"Y": Так, может, попробовать начать с оптимизации движения на тех улицах, которые уже есть – правильно отрегулировать светофоры, убрать бестолковых регулировщиков, которые неумелой работой в час пик не ликвидируют, а создают пробки? Может, дешевле получится? А только после этого уже говорить о парковках, эвакуаторах и прочем...

В.П.: Если бы было четко понятно, с чего начать, чем продолжить и т.д., все было бы гораздо проще. Нам приходится действовать сразу в нескольких направлениях. Невозможно браться за парковки после того, когда все остальное будет уже сделано. Я считаю, что мы должны всем заниматься параллельно. Московская городская дума выслушала мнение москвичей – пока, правда, только по тому документу, который является проектом. Пришлось услышать много обидного и несправедливого, но это мнение горожан. Зато благодаря столь широкому обсуждению вопроса активизировалась деятельность исполнительной власти, усилился контроль. Я думаю, что совместными усилиями порядок мы наведем.

"Y": Как вы относитесь к предложению закрутить Садовое кольцо в одну сторону?

В.П.: Мудрость власти заключается в том, что она не ошибается. Прежде чем поставить точку в обсуждении этого решения, нам надо спрогнозировать, что будет. Я слышал различные мнения, различные высказывания. С одной стороны, конечно, здорово, что появится такая широкая и хорошая дорога. Но с другой – специалисты предупреждают, что машины, перестраивающиеся из одного крайнего ряда в другой, просто не позволят поддерживать необходимый скоростной режим. То есть получается, что одностороннее движение на дороге такой ширины неоправданно. Есть и другие мнения.

Я считаю, что здесь необходимо очень внимательно слушать специалистов. Депутаты и правительство города перед принятием соответствующего решения обязаны выслушать экспертов и взвесить все имеющиеся прогнозы. Я уверен, что в случае с Садовым кольцом будет именно так.

Беседовал Макcим Легуенко

Выбор читателей