Сердючка и Стинг не дают ковать "металл"

Поэт и продюсер Александр Елин считает, что эфир – это народное достояние. Нечего раскручивать в нем иностранцев – для них нужно ввести процентную норму. Или дополнительный налог на каждую песню "оттуда"


Фото: legion-group.ru



Он написал тексты песен двух первых альбомов "Арии", в том числе знаменитую "Волю и разум". Его "арийская" песня "Колизей" – непревзойденный пока лидер "Чартовой дюжины". Но если вы думаете, что тяжелым роком дело ограничилось, то ошибаетесь. Этот же человек придумал слова песни "Такой, как Путин" группы "Поющие вместе", гимн "Фабрики звезд" и обладательницы "Золотого граммофона-2004" – песни "Лелик" группы "Фабрика".
Наш сегодняшний разговор с поэтом и продюсером Александром Елиным посвящен состоянию дел на музыкальных радиостанциях FM-диапазона.

Александр Елин: Рок-радиостанций в Москве всего две: это "Наше радио" и радио "Максимум". При этом "Максимум" российских дебютантов не ставит вовсе – только англоязычные хиты и тех, кто уже вовсю крутится на других станциях, поэтому дебютант может пойти только на "Наше радио". А там, как у любого монополиста, – вкусовщина, не имеющая отношения к рынку.

"Yтро": Вы имеете в виду, что на "Наше" не берут "хард-н-хэви"? Может, эта музыка просто не востребована на рынке?

А.Е.: На "Нашем радио" засели сектанты (смеется). Их девиз: "Мы продвигаем то, что любим, любой ценой, остальные пускай сдохнут. Задавим всех "не наших" рекламой и эфирами!" Но этого не происходит. Более того, "Наше" так ни одну новую группу и не раскрутило. Они говорят, что не задача радио раскручивать группы. Опять же, ерунда. Люди хотят новых песен и новых звезд – это закон правильного шоу-бизнеса. Посмотрите хит-парады западных стран – имена меняются почти еженедельно, остаются только мегазвезды. У нас же без бюджета вообще нельзя близко подойти ни к радио, ни к телевидению. Во всем мире музыкантам платят за ротацию клипов, а у нас – музыканты платят... Выигрывают те станции, которые ориентируются в текущем моменте, ловят настроение слушателей, а не упираются в догмы. Нет музыки, не востребованной на радио. Если компакты какой-то группы или солиста продаются в рыночных количествах – значит это востребовано. Сегодня есть несколько направлений и стилей, которые полные залы собирают и серьезные тиражи продают вообще без радиоротаций. Можно себе представить, что бы было, если бы тот же металлический рок крутили в эфире? Возьмем, к примеру, "Арию". Группа в конце 90-х загибалась, работала по небольшим клубам перед аудиторией в 200 человек... Стоило найтись спонсору на один клип и "толкачу", который "согнул" Козырева, – песня стала хитом, а группа вернулась на стадионы.

То же самое было год назад с группой "Эпидемия": одна песня в эфире, два выступления на крупных летних фестивалях – и, пожалуйста, резкий рост продаж, аншлаг в СDК МАИ, гастроли. "Тяжелая музыка" востребована. Но, видимо, программный директор "Нашего" до сих пор живет в середине девяностых... Причем поражает именно ортодоксальная бескомпромиссность – ну, дали бы, что ли, как на "Эхе Москвы" отдельную передачу под этот стиль, так нет же! А все потому, именно потому, что "металл" составляет реальную конкуренцию "говнороку". Музыка лучше, а тексты уж, по крайней мере, не хуже.

"Y:: Не так давно Михаил Козырев ушел с "НР". Что-либо поменялось или будет меняться в ротации "Нашего", как вы думаете?

А.Е.: Вместо Козырева остались его бледные тени. Козырев-то как раз был убеждаем, хотя и не переносил стиль "heavy". Все-таки на "Арию" и "Эпидемию" он согласился... создал прецедент. Максимум, на что хватило пороху его преемникам, – это поставить в эфир "АукцЫон" и "Гражданскую Оборону", которые и без "НР" уже давно всем известны и собирают залы.

"Y": Может быть, это все-таки связано с финансами – таким образом у "металлистов" вымогают деньги?

А.Е.: Да не в этом дело. Загвоздка в том, что сложно ставить в плей-лист "хэви" с русским роком – не миксуется. Хуже того: как потом разговаривать с большими денежными продюсерами "говнорока", если любой "тяжелый" трек бьет их подопечных во всех хит-парадах? "Металла" боятся. Деньги впрямую не вымогают. Лучше бы вымогали – цена вопроса лучше каменной стены.

"Y": А почему в свое время провалилась радиостанция SNC, которую основал Стас Намин? Там было много "металла", почему не возникает нечто подобное сейчас?

А.Е.: Тогда был спад популярности "металла" из-за нашествия гранжа. А сейчас общемировая тенденция к возрождению стиля. Произошло воссоединение мегазвезд (Judas Priest, Iron Maiden), расцветает пауэр-металлическое движение в Финляндии, Германии, Италии – десятки талантливых, энергичных команд. Да и у нас сейчас "металлические" группы возникают как грибы... Посмотрите форумы музыкантов – сколько народу хочет играть "говнорок", а сколько – "тяжеляк"? Песня "Арии" "Воля и разум" в "Чартовой дюжине" опять на первом месте... Ну не сам же я за нее голосую? Это притом, что в ротации на радио ее нет (смеется).

"Y": Может быть дело в том, что у нас просто не умеют держать нос по ветру? Или кроме "Арии" больше нет таких серьезных прорывов?

А.Е.: Я и говорю – нос не умеют держать! А кроме "Арии" – только полгода назад была "Эпидемия", "пауэр-металл" сказочный, очень себе неплохой. Ей бы такой же пиар, как и какой-нибудь мелкой попсоте с клипами/эфирами, – "Лужники" были бы битком. При этом сколько прошло через эфир "Нашего" клонов и бледных копий "ЧАЙФа", "Аквариума", "Агаты Кристи" и т.п. И где они? Нигде и звать никак...

"Y": Однако при этом вы пишете тексты песен для "Фабрики"– почему?

А.Е.: Да ради денег. Я же как продюсер и поэт на "хэви" не могу зарабатывать. Против нас – настоящая информационная блокада в FM-диапазоне и на телевидении. Без ротаций выжить на профессиональной сцене нельзя. А я профессионал. Вот и приходится подрабатывать.

"Y": А разве не помогает выпуск пластинок, концерты? Или радио – всегда важнее?

А.Е.: Нет радио – нет тиражей и нет концертов. В этом суть проблемы. Причем бог с ними, с компактами, все равно пираты не дадут заработать. Главный заработок артиста – концерты. Но если тебя не крутят на FM-станциях, то путь к зрителю максимально удлиняется. Надо биться не менее трех-четырех лет, репетировать три раза в неделю, играть бесплатные концерты, записать три-четыре альбома – за свои деньги... И только тогда, если материал супер, проект начнет кормить участников. Не все это выдерживают. Но есть герои – "Катарсис", например, без всякого радио только что собрал "Горбушку". "Черный обелиск", "Легион", "Мастер" – ветераны жанра, великолепные музыканты... Но все равно они зарабатывают в несколько раз меньше даже среднепопулярных попсовиков. В этом главная проблема – выдержать годы, пока забрезжит свет в конце туннеля. Это трудно, люди ломаются, уходят в другие профессии или начинают писать песенки для очередных "Стрелок".

"Y": Какой, по-вашему, выход из ситуации? Ведь на частной радиостанции как хотят, так и составляют плей-листы – их право.

А.Е.: Выход один – надо сделать "хэви-радио", причем, акционерное. Я уже кинул эту идею в массы, в Интернет – куча согласных. Это должно быть что-то типа "Радио-ретро" – много "металлических" хитов 80-х, много классики тяжелого рока и новых команд. Я знаю, кто бы мог программировать такое радио, и где брать рекламу – тоже знаю. Все сегодняшние рекламодатели в 70-80-х слушали тяжелый рок. Для них это – музыка юности.

"Y": Но создается ощущение, что рок вообще сходит на нет под напором попсы.

А.Е.: Все наши "мегапродюсеры" сильно бы удивились, узнав, что у четырех или пяти московских лейблов, выпускающих по лицензиям европейский и американский "тяжеляк" от "не мэйджоров", отличные продажи. Они же выпускают и российский "хард-н-хэви" – и прямо-таки ищут новые записи. Вы в курсе, что в "Точку" или на "Горбушку" на Lake Of Tears, Cruachan и Shamael просто не попасть? Что "Катарсис" или "Эпидемия" вообще без ротаций на ТВ и радио собирает в Москве по 1000-1500 человек? Это направление всегда имело 10-12% рынка продаж. Просто выгоднее продавать "Стрелок" и "Блестящих" под "фанеру", чем играющие вживую группы... "Олигархи" от шоу-бизнеса поступают, как обычные рыночные торговцы. Упали продажи? Значит, надо конкурентов вообще загнать под ковер, а "свои" пусть даже из утюгов играют. Рок (особенно – хэви) уже хоронили много раз, но всякий раз он оказывался живее всех.

"Y": Хорошо, ну и что же вы предлагаете? Как в условиях рынка, по-вашему, можно структурировать радиоэфир? Ведь это поле свободной конкуренции.

А.Е.: Да поймите же: эфир – как и земля, и недра – это народное достояние. И нефиг раскручивать в нем иностранцев от Стинга до Верки Сердючки. Радио – это пропаганда, промоушн – как угодно. И пока российские музыканты сосут лапу, горстка олигархов поставила эфир к себе на службу, так же как другие – нефть и газ. Нужен профсоюз, который бы защищал права рядовых участников шоу- бизнеса. И ввести процентную норму на трансляцию западной музыки или дополнительный налог на каждую песню "оттуда". И спецналог на гастролеров, которые отнимают хлеб у наших ребят.

Ведь радио-олигархи получили волну в пользование от государства, выиграв некий конкурс. Вот, например, нефтяные олигархи качают нефть не из собственной земли, а из взятой в аренду. Так и тут. Надо просто менять правила игры. Сегодня у людей, которые не являются лицами Первого канала или РТР, шансов стать востребованными нет. Можно и нужно обязать государство, которое не борется с пиратами, лишая тем самым музыкантов доходов от продаж пластинок, хотя бы обязать радиостанции при лицензировании давать приоритет российским музыкантам. Тогда в условиях конкуренции форматов станет больше и все найдут свое место в эфире – и джазисты, и металлисты, и панки с рэперами.

Выбор читателей