Невероятный подарок к скромному юбилею

Пять лет назад на страницах "Yтра" вышел первый обзор музыкальных компакт-новинок – это первая приятная новость. Вторая: после 25 лет "полураспада" Van Der Graaf Generator выпустили новый двойной студийный альбом




Van Der Graaf Generator – "Present" (2005)
Кто-то пожмет плечами, а иным ведь – сенсация: около месяца назад на прилавках магазинов появился новый (!) двойной (!!) студийный (!!!) альбом британской арт-роковой легенды Van Der Graaf Generator, записанный, к тому же, в "классическом" составе – компанию Питеру Хэммиллу, как и в старые добрые времена, составили специалист по всевозможным духовым Дэвид Джексон, барабанщик Гай Эванс и клавишник/басист Хью Бэнтон. Участие последнего в проекте выглядит особенно интригующим, ведь после ссоры, случившейся в 1977 г., казалось, что он никогда больше не согласится работать вместе с Питером... Спустя еще год, в 1978-м, после выпуска концертного альбома "Vital", VDGG объявили о распаде официально, однако участники коллектива впоследствии еще не раз "гостили" друг у друга – главным образом, на сольных проектах Хэммилла, чья "именная" дискография на данный момент лишь самую малость не дотягивает до полукруглой цифры 50... Первая "плита" данного альбома-реюниона даже по продолжительности тяготеет к ранним работам группы – что-то около 38 минут, и содержит пять вещей, исполненных в классическом "ван-дер-граафовском" ключе – романтико-драматический вокал Хэммила на фоне витиеватых хитросплетений органа и духовых, – плюс одну инструменталку. Вторая пластинка до краев насыщена более сложной, импровизационной музыкой – восхитительной смесью арта, джаза, блюза и, отчасти, ретро-авангарда. Название релиза можно перевести двояко: и хотя строка в буклете "Van Der Graaf – Past & Present..." намекает на временн ое значение слова (т.е. "настоящее"), этот диск, без сомнения, станет истинным подарком для ценителей "умной" музыки.
(****)


Disen Gage – "The Screw-Loose Entertainment" (2004)
По ознакомлении с пресс-релизом и прочтении нескольких рецензий (прошедших, главным образом, в западной музыкальной прессе) трудно было удержаться от соблазна употребить по отношению к этой записи подсказанный критиками ярлык "фрипп-рок" – хотя сходство гитарных приемов, используемых музыкантами Disen Gage, со "школой" King Crimson, сомнению не подлежит. Но если не заниматься блужданием в дебрях современного "прогрессива" в поисках наиболее точных аналогов данной пластинки, то среди работ "динозавров" на ум приходят сомнамбулический гипнотизм последнего, самого жесткого альбома Porcupine Tree, психоделическое "жужжание" Pink Floyd времен Барретта, аккуратная гитарная эклектика Эла ДиМеола – ну и, естественно, наиболее "попсовые" опусы позднего KC. При этом Disen Gage в своих достаточно коротких по "прогрессивным" меркам инструментальных композициях удается избежать излишней зауми и крена в "индастриал" – чем в последнее время частенько грешат Фрипп и его команда; при этом кажущаяся доступность предлагаемой музыки вовсе не исключает ее сложности и виртуозности. Еще одна параллель – уже не музыкального, а, скорее, социального плана – напрашивается с героями предыдущей рецензии: как и VDGG, образовавшиеся в свое время в Манчестерском университете, квартет Disen Gage изначально возник в стенах МИФИ – серьезного ВУЗа с академической подготовкой. На сегодняшний день его бывшие выпускники каким-то образом исхитряются совмещать научную профессиональную деятельность с музыкальной. Причем – и это, наверное, главное – вторая составляющая, "альтер эго" – от такого симбиоза пока не проигрывает.
(****)


Steve Thorne – "Emotional Creatures: Part One" (2005)
Очень профессионально сработанный "атмосферный" арт-рок – по большей части гитарный, точнее, оставляющий впечатлений такового. Хотя "сборная", рекрутированная бывшим участником The Salamander Project британским мультиинструменталистом Стивом Торном для воплощения в жизнь первого этапа своих сольных творческих амбиций, уже сама по себе вызывает живое любопытство – на разных треках альбома отметились барабанщик Ник Д'Вирджилио (Spock's Beard), рок-ветераны Тони Левин (King Crimson) и Джефф Даунис (Asia), а также едва ли не полными составами IQ и Jadis – с последними Торну (тогда еще члену "Саламандры") довелось поиграть в совместном европейском туре 2003 года. Однако, к чести Стива, львиную долю работы он проделал сам – так что присутствие "гостей" хоть и внесло какие-то дополнительные полутона в финальную картину, при этом оказалось столь деликатным, что абсолютно не вызывает каких-либо жестких ассоциаций с их "родными" коллективами. Аналогии этой музыке, если желаете, надлежит искать скорее в творчестве Питера Гэбриэла либо Фиша; а далее в списке – Роджер Уотерс и еще, отчасти, "балладный" Джон Уэттон. Великолепный дебют, пусть и формальный: практически абсолютное попадание в образ!
(*****)


The Michael Schenker Group – "World Wide Live 2004" (DVD)
Младший из братьев Шенкер, Михаэль вот уже около четверти века играет традиционный агрессивный хард-н-хэви в группе имени себя; ранее музыкант успел дважды побывать участником Scorpions – в 1969-72 и в 1979-м, а в промежутке с успехом шлифовал гитарный гриф в составе британской легенды UFO. К "УФО-шному" наследию Михаэль охотно обращается и на этом DVD, записанном в марте прошлого года на фестивале "Metalmania" в польском Катовице. Теперешний вокалист MSG Крис Логан по самоотдаче, конечно, несколько уступает Грэму Боннету (чье выступление в Москве нам не так давно довелось наблюдать), но, по крайней мере, в ноты попадает исправно и по истечении полутора часов еще не выказывает заметных признаков усталости. Помимо крупных планов рук Михаэля на струнах любимой "Flying V", камера также охотно "цепляет" колоритного басиста Джеймса Джонса. В целом запись неплохо передает эмоциональный настрой фестиваля. Звук в 2-х вариантах; удобное и функциональное меню. В бонусах представлен необходимый минимум сведений о музыканте и его группе, а также подробное видеоинтервью с Михаэлем (к сожалению, без субтитров), взятое Дареком Свиталой для "Metal Hammer".
(***)

Пластинки для обзора предоставлены концерном "Группа Союз" (3) и компанией "CD-Maximum" (4). Пластинка (2) предоставленанезависимым лейблом R.A.I.G.

P.S. Юбилей, вынесенный в заголовок, – пятилетие сотрудничества автора с любимым изданием: 5 лет назад на страницах "Yтра" вышел мой первый обзор компакт-новинок. В связи с этой датой хочу поблагодарить всех, кто сейчас читает эти строки – за терпение; за то, что продолжаете "кликать" на мои тексты, невзирая на полное отсутствие в них "розовых кофточек". Спасибо за критические отзывы – дружеские "направляющие пинки", и особенно – за слова одобрения (ободрения). Отдельная благодарность гг. редакторам, перманентная "борьба" с которыми помогает быть в форме. Спасибо всем. Long Live Rock-N-Roll!

Выбор читателей