Дурман российского газа отравляет жизнь Европе

Европа не может смириться со своей возрастающей зависимостью от страны, которая за минувшее десятилетие прочно закрепилась в умах европейских политиков как объект для нравоучений и критики




Европа, кажется, поняла, что ей пора сопротивляться дурману российского газа и нефти. Уже сейчас на долю России приходится свыше 40% европейского импорта "голубого топлива" и примерно 28% импорта нефти. В самом Евросоюзе углеводородов добывается мало: собственный газ едва покрывает пятую часть внутренних потребностей, нефть – и того меньше. Европейцы бьют тревогу по поводу нарастающей зависимости их экономики от российских энергоносителей. Особенно это заметно с газом – в ряде стран-членов ЕС российский газ занимает практически монопольное положение: в Прибалтике на его долю приходится свыше 75% рынка, в Польше – 90%, в Словакии и Финляндии – практически 100%. Даже в Германии почти половина импортного газа – российский.

Казалось бы, ну что тут плохого? Россия – важный стратегический партнер Евросоюза. Она зарекомендовала себя надежным поставщиком углеводородов: газ из СССР/РФ поставляется в Европу вот уже 40 лет, и за это время не было ни одного серьезного перебоя. Ни у кого не возникает сомнений по поводу поставок топлива из РФ и в долгосрочной перспективе: Россия занимает первое место в мире по залежам "голубого топлива", так что даже разведанных его запасов хватит Европе почти на 100 лет. Все это понимают и ценят в Брюсселе. Но есть одно обстоятельство, с которым Европа не может смириться: это возрастающая зависимость ЕС от страны, которая за минувшее десятилетие прочно закрепилась в умах европейских политиков как объект для нравоучений и критики. А теперь ситуация складывается таким образом, что, скорее, она будет иметь возможность контролировать развитие ЕС.

Россия, конечно же, не упускает случая воспользоваться заинтересованностью и зависимостью ряда стран Евросоюза от ее ресурсов: где газораспределительные сети прикупит, где политический вопрос протолкнет. "Хотя энергетический альянс с Россией чрезвычайно важен, мы вынуждены признать, что Москва рассматривает торговлю энергоносителями в качестве возможного средства давления на независимые государства", – пишет на страницах The Wall Street Journal Фридберт Пфлюгер, член парламентской фракции ХДС/ХСС в германском бундестаге, отвечающий за вопросы внешней политики. И добавляет: "Нынешняя политическая вежливость в отношении России, испытывающей дефицит демократии и продолжающей конфликт в Чечне, вызывает обвинения в том, что мы "придержали свои языки" в обмен на газ". Это он про дружбу Шредера с Путиным. Ну что ж, каждый использует свои козыри: у кого деньги, у кого технологии, а у кого – газ.

Но самое печальное в данном вопросе для Европы то, что экспорт энергоресурсов из России будет только нарастать. Об этом свидетельствуют планы по развитию системы их транспортировки в Европу, например, проекты прокладки второй "нитки" газопровода Ямал – Европа и Североевропейского газопровода (СЕГ). Последний предполагает прокладку трубы по дну Балтийского моря от Выборга до побережья Германии, Дании и даже Великобритании. Хотя прибалты недавно высказались против него – об экологии Балтики, видите ли, заботятся – но СЕГ с 2000 г. значится в долгосрочной энергетической программе ЕС как один из приоритетных проектов. И среди немецких энергетических концернов даже развернулась нешуточная конкуренция за участие в этом проекте: BASF "обошел" E.ON, но тот не сдается, а возможно подключится еще и RWE. Переговоры по СЕГ так привлекают западные концерны еще и потому, что параллельно со строительством трубы проект предполагает разработку Южно-Русского месторождения в Западной Сибири, которое должно стать основной сырьевой базой для газопровода.

Таким образом, под раздающиеся из Брюсселя призывы к диверсификации источников энергоснабжения ЕС сами европейские энергетики усиливают зависимость Европы от России. Правда, Брюссель не только призывает – он еще и заставить может. Существуют директивы, обязывающие страны-члены диверсифицировать источники своего энергоснабжения в случае превышения одной страной-поставщиком определенной доли на рынке. Россия, конечно, давно уже превысила все лимиты в энергоснабжении Восточной Европы. Однако ничего с ней не поделаешь, и это признают даже в самом Брюсселе. Обязать страны-члены, конечно, можно, но избавить их от этой зависимости пока нереально, поскольку сейчас у Евросоюза не так уж много альтернатив, говорит глава гендиректората Еврокомиссии по вопросам транспорта и энергетики Франсуа Ламурьо. Есть Иран, занимающий второе место в мире по запасам газа, но с ним политические проблемы. Есть Ирак, но там до стабильного экспорта еще очень далеко. Есть, наконец, республики каспийского региона, "очень интересные", по словам еврочиновника, но их экспортные возможности пока слишком скромны и связаны во многом с той же Россией...

Большие, даже слишком большие, надежды возникли в связи со вступлением в строй нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Даже эксперты такой солидной организации, как Международное энергетическое агентство, поддались некоторой эйфории и делают в этой связи несколько поспешные прогнозы. Например, о том, что выход БТД на проектную мощность в 2008 г. вызовет сокращение импорта Европой нефти из России аж на четверть! Арифметика проста: Россия, по данным МЭА сейчас экспортирует в Европу около 4 млн баррелей нефти в день, а БТД рассчитан на 1 млн баррелей. Следовательно, он непременно оттяпает у РФ 1 млн из ее доли. При этом почему-то не принимаются во внимание такие факторы, как рост потребления нефти в ЕС, истощение собственных запасов Евросоюза в Северном море (которые придется восполнять), а также ориентированность нефтеперерабатывающей промышленности Центральной и Восточной Европы на российские сорта нефти. Это не говоря уже о том, что наполнение БТД – по-прежнему большая проблема.

Ну, с МЭА все понятно: оно приняло желаемое за действительное просто потому, что очень усердно заботится об энергетическом благополучии Европы. Так, еще в декабре прошлого года Агентство предупредило ЕС о том, что его зависимость от российского газа подвергает риску энергетическую безопасность Европы. Но вот у некоторых стран Евросоюза, похоже, свой взгляд на эту проблему. Если прибалты, наточившие огромный "исторический" зуб на Россию, и вправду боятся зависимости от нее, то Финляндия закупает в РФ практически весь необходимый ей газ и чувствует себя при этом совершенно спокойно. А некоторые "несознательные" страны ЕС не только не стремятся уменьшить зависимость от российского газа, но готовы даже увеличить его долю на своем рынке. Таковы, например, Германия и Великобритания. С ФРГ все понятно: она является основным "приемником-распределителем" российского газа в Европе. А вот для британцев это что-то новенькое: они собираются сделать Россию своим главным снабженцем. По крайней мере, об этом говорил недавно представитель министерства торговли и инвестиций королевства сэр Стивен Браун: "В ближайшее время Великобритания станет крупнейшим импортером газа, и мы надеемся, что основной объем газа будет идти из России". Он отметил, что Великобритания также хотела бы стать крупнейшим инвестором в нефтегазовую отрасль РФ. Ведь Shell и ВР уже инвестировали в "Сахалин-2" и в компанию ТНК-ВР порядка $13 миллиардов.

Российскому энергетическому экспорту в ЕС есть куда расти. Особенно экспорту газа: по прогнозам ЕК, к 2030 г. импорт "голубого топлива" ЕС вырастет на 15%. А некоторые эксперты дают прогнозы куда большие. Например, по оценкам "Газпрома", с учетом увеличения доли газа в энергобалансе ЕС (за счет частичного замещения нефти) его потребление может вырасти за следующие 20 лет почти вдвое. И никакие альтернативные источники (ветер, солнце, биомасса) не смогут составить ему реальной конкуренции. Не сильно помогут и энергосберегающие технологии, о которых сейчас так много говорится в Брюсселе. Поэтому естественно, что Европу, как нетто-импортера углеводородов, будет и впредь сильно "колбасить": ведь она все больше зависит от конъюнктуры мировых энергетических рынков. Так что энергетическая зависимость от России, возможно, была бы для ЕС куда меньшим злом, чем "свободное плавание" по мировому рынку, которое сулит гораздо больше рисков. Куда проще пригреть одного (причем, крупнейшего в мире) поставщика, позаботиться о его стабильности, договориться о поставках на века вперед, а возможно, даже в какой-то форме интегрироваться с ним, чтобы не сманили какие-нибудь там "восточные тигры"... Но ведь чтобы осуществить все это, нужно признать этого поставщика равным партнером и перестать с ним ссориться. А это нелегко. Поэтому "Европа будет по-прежнему находиться в достаточно сложной ситуации. Она будет испытывать кризисы не только политические, не только идей, взглядов, концепций, но и экономические, – полагает член комитета Совета Федерации по международным делам Василий Лихачев (в прошлом – посол России при ЕС). – Россия была и остается своего рода энергетическим спонсором Европы".

Выбор читателей