Вторая Чечня: В Дагестане готова взорваться мощная бомба

Выводы расследования, проведенного по инициативе Д. Козака, ужасают. Россия обзавелась не просто "горячей", а "раскаленной" точкой. Республика стоит на грани распада и затяжных межнациональных конфликтов




Ни для кого не секрет, что оперативные сводки из Дагестана в последнее время затмили собой ставшие уже привычными события в Чечне. Пока в мятежной республике буднично ловят "эмиров" и рядовых боевиков, находят схроны с оружием и предотвращают мелкие теракты, в соседнем, до недавнего времени куда более благополучном регионе гремят взрывы и гибнут люди. Один из самых громких терактов, потрясший Дагестан и обративший на себя внимание федерального центра – недавняя атака на военнослужащих в Махачкале, в результате которой погибли 10 и были ранены 27 человек. Далее - нападение на милиционеров (двое убиты) и диверсия против грузового поезда .

Все это – события только одной первой июльской недели. Общий же объем преступности в республике, особенно противоправных действий, совершенных с применением взрывчатых веществ, ужасает: за год количество таких преступлений возросло на 233,3%. Очевидно, что закрывать глаза на подобный разгул боевиков невозможно. Замалчивать проблему, особенно на высшем уровне – не только бессмысленно, но и преступно. Поэтому свое пристальное внимание на обстановку в регионе обратил лично полпред президента в Южном округе Дмитрий Козак. По информации журналистов "МК", его аппарат провел расследование и подготовил "Справку об обстановке в Республике Дагестан и мерах по ее стабилизации", которая в самое ближайшее время должна лечь на стол Владимиру Путину. О содержании документа рассказывает сегодняшний выпуск "Московского комсомольца".

Выводы, сделанные подчиненными Козака, увы, неутешительны. По данным комплексной проверки, проведенной в период с начала мая по конец июня сего года, ситуация в республике накалена до предела – здесь тлеют затяжные межнациональные конфликты. "За последние четыре года из республики уехало 20 тыс. русских", – говорится в справке. Между оставшимися здесь чеченцами-акинцами, аварами и лакским населением – глубокая вражда. Кроме того, назревает прямая угроза территориальной целостности Дагестана – некое движение "Садвал" требует "воссоединения лезгинского народа в пределах его компактного расселения в РФ и Азербайджанской Республике. Экстремистская форма этого требования – образование лезгинского государства "Лезгистан".

Уже по первым скупым строкам доклада становится ясно, что ситуация, которая сложилась сейчас в Дагестане, во многом напоминает Чечню периода активных боевых действий. Все сходится – и призывы к созданию нового государства, и возрастающая (настораживающий симптом!) роль ислама, который перестает быть просто религией, а все плотнее внедряется в политическую жизнь, и рост влияния религиозных общин, способных в самом ближайшем будущем сформировать в горных районах так называемые "шариатские анклавы", и, конечно, терроризм. К слову, местное население даже не скрывает своих экстремистских намерений. По данным совершенно легально проведенного здесь опроса ВЦИОМ, 7% дагестанцев готовы "применять оружие", еще 8% – "захватывать здания и перекрывать транспортные пути", а 29% – участвовать в несанкционированных акциях протеста.

На фоне столь пугающей ситуации аппарат Козака выявил в Дагестане еще одну, не менее серьезную, хотя и куда более привычную для России проблему. Как гласит подготовленная чиновниками "Справка", местное руководство озабочено совершенно другими проблемами, а именно – перераспределением собственности. Так, учрежденный некогда государственный Дагестанский фонд инвестиций львиную долю поступающих к нему средств перераспределяет на строительство стадиона в Каспийске. Однако это благое, казалось бы, дело, не имеет ничего общего с выгодой республики и пользой для народа – крупный спортивный комплекс перешел в собственность двух ООО и оказался под контролем родственников местного премьера. "В период, когда Шихсаидов Х.И. возглавлял Правительство Дагестана, в результате его действий были созданы крупные объекты собственности, которые оказались в распоряжении Шихсаидова У.Х. и Салаутдиновой И.Х.", - цитирует МК данные справки, указывая, что упомянутые граждане в настоящее время проживают в г. Москве, в одной уютной квартирке в Протопоповском переулке. И это, к сожалению, не единственная раскрытая махинация.

Подытоживая вышеизложенные факты, составители документа делают главный вывод: "Необходимо признать, что накопление нерешенных социально-экономических и политических проблем в настоящее время приближается к критическому уровню. Дальнейшее их игнорирование (как и попытка “загнать вглубь” силовыми методами) уже в краткосрочной перспективе способно привести к резкому росту акций протеста и гражданского неповиновения, к неуправляемому развитию событий, логическим завершением которого станут открытые социально-групповые, межэтнические и конфессиональные конфликты. <...> Не исключено, что ярко выраженная территориальная концентрация этнополитических проблем спровоцирует экстремистские силы на то, чтобы де-факто создать квазигосударственные образования на Севере, Юге и в центральной части Дагестана, что, по сути, приведет к распаду республики..."

Что и говорить, перспективы не оптимистичные. Еще не успев полностью разрядить обстановку в Чечне, федеральный центр получил угрозу территориальной целостности РФ и еще одну, более чем "горячую", я бы сказал, "раскаленную" точку. Каким образом отреагируют на обращение Козака власти – пойдут ли уже испробованным, однако малоэффективным силовым путем, или изберут новые методы – прогнозировать пока рано. Тем более что в сегодняшней публикации МК не раскрыл всех фактов, приведенных в обращении Козака. Продолжение следует.

Выбор читателей