Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: feldpost.ru |
"Откровения" замглавы администрации президента Владислава Суркова имели место 17 мая на закрытом заседании Генерального совета организации "Деловая Россия". Спустя 2 месяца стенограмма выступления Суркова появляется на сайте американской радиостанции "Свобода". При всей несопоставимости важности контента и масштаба ньюсмейкеров параллели между 1956 годом и 2005-м очевидны. Неудобная правда и неретушированная позиция по-прежнему транслируется властями предержащими всего лишь для групп избранных. Одной из таких групп Хрущев в свое время расписал последствия сталинского террора. Что такое "чистки", к тому времени знало полстраны, не знали лишь об их масштабах. Сурков говорит о том, что ситуация на Кавказе не только не улучшается, но даже ухудшается: "похоже на подземный пожар". Что творится сегодня в Чечне, Дагестане, Ингушетии, тоже знают многие. Однако публично признать проблему, а значит, встать на путь ее излечения, высокие начальники не решаются, предпочитая общественной дискуссии канцелярские донесения и непротокольный треп.
Речь Владислава Суркова в "Деловой России" – путаная, местами алогичная, местами просто странная – это живая речь человека, во многом непохожего на собеседника корреспондента журнала Spiegel, которому замглавы администрации не так давно давал интервью. Анализ всего сказанного Сурковым в большей степени характеризует его самого, чем курс, который он пытается обрисовать: от мешанины менторства, рефлексии и цинизма остается странное чувство "кухонного разговора". Отчасти это подкупает, потому что такой язык больше похож на человеческий. Собственно, именно так и говорят о политике люди, попивающие чаек в дружеской кампании. Без ложного политеса и китайских церемоний. "Поверить в гуманитарную миссию этой "конторы", наверное, может, только идиот" (о возглавляемой бывшим шефом ЦРУ Вулси организации Freedom House); "не очень понятно, в чем отличие режима Кучмы, видимо, преступного на сегодняшний день, от режима Ющенко"; "может, когда-нибудь зальем весь мир квасом и он будет питься во всех регионах Вселенной; "проиграть в конкурентной борьбе – это значит быть лохом" и т.п.
Сурков не стесняется выражать свои мысли максимально доходчиво, и это полностью соответствует его роли верховного инструктора (но не политика). Плохо то, что часть из них (если только речь идет не о персональном мировоззрении отдельно взятого чиновника) не получает развития в публичной практике самого Суркова или аффилированных ему политических проектов. Отсюда справедливые сомнения общества: а стоит ли верить всему, что говорит г-н Сурков даже во время интимных бесед с потенциальными единомышленниками, будь то бизнесмены, единороссы, рок-музыканты или журналисты "кремлевского пула"?
Любопытно, что вчера ближе к середине дня глава "Деловой России" Борис Титов назвал публикацию доклада "фальшивкой". Правда из путанных объяснений Титова "подметная" сущность опубликованного никак не проистекала: и на встрече Сурков присутствовал, и разговор по затронутым вопросам был. Да и вообще персонаж из стенограммы похож, но... не он: имели место "изменения и передергивания, которые полностью искажают смысл". По всему было видно: руководство "Деловой России", узрев расшифровку, испытало шок. В Кремле утечек не любят, а тут вроде, кроме представителей бизнеса, и "слить"-то некому было. "Распространение "опуса" со ссылкой на "Деловую Россию" и замглавы администрации президента мы расцениваем как провокацию, – говорит Титов. И продолжает: – Определенные силы пытаются домыслить то, чего не было на самом деле, и развернуть вокруг этого дискуссию".
"Определенным силам" и вправду не составило бы труда кое-что домыслить. 17 мая Сурков призывает "лучших людей" бизнеса идти в "партию власти", чтобы делать ее изнутри правой и прогрессивной. А уже 21 июня "Деловая Россия" совместно с "Единой Россией" громят правительство, предъявляя ему чуть ли не революционные требования. Впрочем, и тут интересного мало. О способности Кремля "строить" партии и общественные организации, создавая причудливые комбинации из "ежа и ужа", тактические союзы и партнерские тандемы, впору слагать песни.
Есть другое: политическая речь замглавы администрации перед представителями бизнеса, с сопутствующим ликбезом по части госстроительства, партстроительства и т.п. очень похожа на тривиальную вербовку. Причем не просто в ряды сторонников, а в самою власть. Сурков говорит о новом правом курсе "Единой России", как будто бы не он был ее куратором последние годы и как будто бы она без его ведома оставалась преимущественно на лево-консервативном флаге. С весны в стане "медведей" под вывеской "Тихо. Идет дискуссия" проходит самая что ни на есть реформа, в ходе которой партию собираются укоренить именно как правую или правоцентристскую. Сделать это сходу не удастся, но одна из мер – призыв новых членов, так сказать, "сурковский призыв". По задумке – качественно новых членов. Поставщиком умеренно правых должен стать именно средний бизнес как наиболее способный к абсорбции "державности", с одной стороны, и демократии – с другой. Понятно, что не запросто так – с перспективой через партийно-выборные институты занять места в высоких кабинетах уже в 2007-2008 гг.
Иными словами, речь идет о попытке "запустить" механизм смены "элит". Причем не столько и не только в отдельно взятой партии, но во всем госмеханизме в целом. Этот запуск, как видно, происходит в режиме ручного управления, но иначе либо нельзя, либо не умеют. Не исключено, что В.Суркову приходится вдвойне тяжело: его версия "преемственности", очевидно, сильно отличается от того, как этот процесс представляют т.н. "силовики", строящие свои планы на 2008 год. К сожалению, готовящийся ими план смены через 3 года власти станет известен не раньше, чем доклад одного из "силовиков" на каком-нибудь закрытом мероприятии окольными путями доберется до Интернета.
Не обращать на это внимание уже невозможно