Ямадаев: "Басаев сейчас в любом случае находится недалеко"

В интервью по случаю присвоения звания Героя России Сулим Ямадаев рассказал об обстановке на Северном Кавказе, ситуации в станице Бороздиновская и своих прогнозах относительно возможных терактов на территории РФ




Как стало известно "Yтру" из собственных источников в российских силовых структурах, на днях командиру батальона "Восток" 42-й дивизии Минобороны РФ подполковнику Сулиму Ямадаеву присвоено звание Героя России. Как пояснил наш собеседник, президентский указ по этому поводу не озвучивался и не предоставлялся СМИ, поскольку награждение состоялось в закрытом режиме. Так в России поощряют военных и сотрудников спецслужб, которые выполняли сложные секретные поручения. Считается, что "неафиширование" присвоения высоких званий исключает возможность "засветить" агентуру, методы и исполнителей действий силовиков. В случае с Ямадаева речь идет о серии масштабных спецопераций на Северном Кавказе, проведенных его подразделением против главарей террористов. Подробности большинства этих акций до сих пор засекречены, поскольку они проводились структурами российской военной разведки.

Присвоение же Героя России армейскому офицеру Ямадаеву, бывшему в свое время самым молодым "бригадным генералом Ичкерии", вообще случай уникальный. Пожалуй, теперь семье Ямадаевых вообще нет равных в новейшей российской истории: трое братьев являются обладателями высших наград государства. Аналогий в недавнем прошлом не просматривается, а из старины можно вспомнить братьев Орловых, верой и правдой служивших Российской Империи на военном и политическом поприще во времена Екатерины Великой.

Командир чеченского спецназа, воевавший против террористов Джабраил Ямадаев, погиб в Веденском районе при взрыве мины-ловушки, установленной по личному приказу Басаева, и был награжден золотой Звездой Героя России посмертно. В прошлом году высшей награды страны удостоился депутат Госдумы Руслан Ямадаев. Теперь настала очередь Сулима Ямадаева, чей батальон "Восток" в начале прошлого года в селе Тазен-Кала Веденского района Чечни уничтожил преемника Хаттаба - Абу аль-Валида, профессионального диверсанта из Саудовской Аравии, который обучался на Западе.

"Yтру" удалось взять интервью у Сулима Ямадаева:

Сулим Ямадаев: Батальон "Восток" продолжает успешно действовать на своем направлении. На днях взяли большое количество оружия, уничтожили группу террористов с ПЗРК "Стрела". Интересно, что один из боевиков с армянским паспортом прибыл в Россию из Польши через Украину. Стрелковое оружие изымаем сотнями. Батальон "Восток" создан 1 ноября 2003 года. С этого момента у нас погибло 102 человека. Так любые награждения – это прежде всего заслуга моих бойцов. За этот срок мы ликвидировали более 400 боевиков, включая арабских, турецких наемников, людей Басаева и Масхадова, известных "эмиров". Одни из них – Абу аль-Валид. В батальоне "Восток" до этого было два человека, удостоенных звания Героя, к сожалению, посмертно – Джабраил и полковник Влад Посадский. Мы продолжим работу. Нас, Ямадаевых, пять братьев. Я служу Отечеству и благодарен за то, что наш батальон удостоен такой высшей оценки. У нас все Звезды принадлежат батальону.

"Yтро": Какие подробности установлены в ходе разбирательства по случаю в станице Бороздиновская?

С.Я.: Я провел внутренне расследование этого инцидента и выяснил, что там была одна группа, которая получила информацию о боевиках в станице. Эти люди могли быть причастны к показательному убийству отца нашего военнослужащего. Я выяснил, что в станице произошло два эпизода. Один раз наша группа искала боевиков, проверяла документы у людей. Фамилию командира группы я называть не буду в интересах следствия. Если виноват, то будет отвечать. Уже сейчас ясно, что военные не имели права проверять паспортный режим без сотрудников МВД. Я понимаю военных, которые искали бандитов. Но нельзя действовать, не поставив командование в известность.

Но второй раз там появились неизвестные люди в масках и военной форме, похищали и убивали. Мы передали документы прокуратуре по этому поводу полностью. По нашим данным, под маркой военнослужащих в станице действовали боевики – нашли и убили мирных жителей. По крайней мере, судьба пропавших 11-ти человек мне не известна. Другое дело, все это разбирательство сказывается на состоянии наших бойцов. От этого страдает дело. Мы очень мешаем шайтанам. Вот такой пример – когда были проверки, я месяц не мог нормально работать и выходить на поиск шайтанов. Как все закончилось, через день в Ведено в бою мы уничтожили троих шайтанов, взяли оружие.

"Yтро": Насколько серьезные силы сегодня противостоят нам в Чечне и на Северном Кавказе?

С.Я.: Противник очень опасен, потому что самый опасный – невидимый враг. Они могут выбирать направление удара по нам. И еще одна опасность в массовой амнистии в Чечне. Простили тех людей, на которых много крови. А я не верю им. Более того, их назначают командирами групп. Как такое может быть, если еще вчера он подчинялся Басаеву, а сегодня его прощают, дают оружие и машины? А если ему завтра прикажут снова измениться?

"Yтро": Теракт в Знаменском называют первым в новой череде акций, задуманных главарями террорапротив России на Северном Кавказе. Действительно ли можно ожидать обострения?

С.Я.: Этого нельзя исключать. Они будут стараться нанести удар в незащищенном, относительно спокойном месте, где многолюдно, где возможны большие жертвы.

"Yтро": Басаев сейчас скрывается в Чечне?

С.Я.: По крайней мере, недавно был точно в Чечне. Точное место не скажу. Он и сейчас в любом случае находится недалеко.

Выбор читателей