Непризнанные ищут в Кремле последнюю надежду

Письма в Москву из Абхазии и Южной Осетии были отправлены почти одновременно: первая просит Россию о признании независимости, а вторая – о воссоединении с Северной Осетией




Население Абхазии в который раз просит Москву признать независимость своей республики – об этом идет речь в письме, отправленном два дня назад в Кремль. Обращение, адресованное президенту России и мэру Москвы, подписали представители 15 неправительственных организаций, которые входят в Совет граждан России в Абхазии, и Черноморского округа Кубанского казачьего войска. Просьба к Путину состоит из трех пунктов: признание Абхазии в качестве независимого государства, упрощение пересечения границы до минимума и вхождение в состав РФ "на правах ассоциированных отношений, ибо Абхазия с 1810 года с Россией". Особый упор в обращении делается на то, что "Абхазия не входит в состав Грузии и вольна решать свою судьбу самостоятельно".

Второе письмо было отправлено в Москву из Владикавказа. В нем речь идет об объединении осетинского народа, который был разделен в прошлом веке решением Сталина. В июле было принято решение об объединении политических партий Северной и Южной Осетий. Как рассказал заместитель председателя парламента ЮО Юрий Дзиццойты, текст обращения к президенту России составлен североосетинской стороной. "Это очень хорошая и здоровая идея, – отметил парламентарий. – Объединяется бизнес, возобновляет деятельность межпарламентская ассамблея двух Осетий, объединяются партии".

Оба послания были отправлены в Москву практически одновременно. Очевидно, власти непризнанных республик решили синхронизировать свои усилия на внешнеполитической арене после недавней встречи в Сухуме Сергея Багапша и Эдуарда Кокойты. Цхинвал и Сухум надеются подстегнуть Кремль к принятию решения или, по крайней мере, получить от него более-менее внятный ответ, который позволит определиться им в дальнейших действиях. Похоже, для Москвы наступает время судьбоносных решений, от которых зависит будущее всего северокавказского региона, так что дежурных "угроз" Сергея Иванова о возможной бомбардировке баз террористов в Панкисском ущелье будет уже недостаточно.

Не так давно Сергей Багапш говорил: "Есть вещи, которые зависят не от нас, а от России. Идет активный процесс экономической интеграции Абхазии с Россией – наши страны поддерживают самые тесные политические контакты. Между нами практически нет неразрешимых вопросов и проблем. Абхазия пошла дальше – она синхронизировала свои законы с законами России, поскольку основной поток инвестиций в нашу экономику и бизнес идет с российской стороны. Таким образом, мы упростили всю процедуру движения средств, обеспечили защиту инвестиций, наделили инвесторов соответствующими гарантиями. Вопрос об ассоциированных отношениях с Россией будет нами ставиться и далее". Все сказанное в полной мере относится и к Южной Осетии. Непризнанные республики демонстративно идут на сближение с Москвой, рассчитывая хотя бы на малую толику взаимности.

И все-таки, у имеющей выход к морю Абхазии позиции более устойчивы, чем у Южной Осетии. Поэтому для Цхинвала обращение к президенту России значит больше. Письмо в Кремль стало южноосетинским ответом на тбилисскую программу возвращения непризнанной республики в лоно Грузии, которая рассчитана на три года. Как заявил министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава, план Тбилиси представляет собой "большую карту возможностей", в частности, Минэкономики республики обещает помочь осетинам в развитии малого и среднего бизнеса. Однако в Цхинвале эти возможности использовать не собираются.

Выбор читателей