Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Увеличение топливных тарифов, на первый взгляд, отстает от темпов потребительской инфляции. По данным Минпромэнерго, за 7 месяцев 2005 г. цены производителей на автомобильный бензин выросли на 3,1%, а на дизельное топливо – на 10%, в рознице же стоимость низкооктанового бензина повысилась на 4%, высокооктанового – на 5%, бензина 95 марки – на 6%, дизельного топлива – на 7,2%. А инфляция за тот же период достигла 8,3%. Однако в годовом выражении, с июля 2004 г. по июль 2005 г., тарифы на высокооктановый бензин подросли гораздо ощутимее – на 15,4% при росте потребительских цен на 12,8%. А если взять динамику цен за период с 1993 г., станет очевидно, что практически все эти годы рост цен на топливо опережал инфляцию. Исключением стали лишь кризисный 98-й, когда темы роста потребительских цен сильно ускорились, и 2001 г., когда стоимость "черного золота" на мировых рынках резко упала.
Представители Минпромэнерго уверены, что одним из основных факторов роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке стала политика государства в отношении принципов налогообложения нефтяной отрасли, сформировавшаяся на фоне значительного роста цен на нефть в мире. Сегодня внутренние рентные платежи привязаны законодательством к ценам мирового рынка и обусловливают динамику внутренних цен. По оценке министерства налоговая составляющая в цене автомобильного бензина в июле 2005 г. составила 50%, в дизельном топливе – 40%. Порядка 8% приходится на НДПИ, около 10% отнимает налог на прибыль, 15% – НДС и 17,5% – акциз. Только акцизные ставки за период с 2001 по 2005 гг. выросли почти на 100%.
При этом экспортная пошлина на нефть, по словам Анатолия Яновского, носит чисто фискальный характер и никакого регулирующего воздействия на состояние внутреннего рынка не оказывает и не будет – по крайней мере, до тех пор, пока не станет запретительной, что, в свою очередь, грозит чуть ли не разорением нефтяных компаний. Здесь стоит отметить, что, по мнению некоторых аналитиков, именно пошлины способствовали замедлению роста бензиновых цен. Однако в Минпромэнерго считают, что это произошло благодаря принятым им мерам. Например, усилиям, направленным на совершенствование антимонопольного законодательства. В целях избежания злоупотреблений нефтяными компаниями доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов ФАС России разработал проект федерального закона "О защите конкуренции", который был одобрен правительством и 14 июня внесен в Госдуму; 8 июля 2005 г. Дума приняла закон в первом чтении. Также 21 июля 2005 г. был подписан федеральный закон, предусматривающий стабилизацию ставок акцизов в 2006 г. на уровне текущего года. А в сентябре с.г. на рассмотрение кабинета министров должен быть представлен проект по снижению ставки НДПИ или даже установлению ее на нулевом уровне. Предполагается, что это даст дополнительный стимул к разработке новых, еще не освоенных месторождений. Правда, даже если соответствующий закон будет принят, в силу он сможет вступить не ранее 2007 г., поскольку до 31 декабря 2006 г. действует нынешняя ставка НДПИ.
Между тем, темпы прироста добычи нефти в России замедляются. "Если так пойдет и дальше, не исключено, что скоро они стабилизируются, а затем начнут сокращаться", – предупреждает Анатолий Яновский.
Ситуация резко обострилась