Партия Ходорковского проиграна

Решение Ходорковского баллотироваться в депутаты Государственной Думы не стало неожиданностью для экспертов. Однако все граждане России понимают, что законодателем ему в ближайшее время не стать


Mosnews.com



Решение Михаила Ходорковского баллотироваться в депутаты Государственной Думы, о котором он заявил в среду, не стало неожиданностью для экспертов - адвокаты самого богатого до недавнего времени российского бизнесмена, находящегося в следственном изоляторе "Матросской тишины", давно уже подготовили почву для обнародования этого замысла.

Еще в начале августа они озвучили принципиальное согласие Ходорковского выдвинуть свою кандидатуру, сопроводив это заявление оговоркой, что их подзащитный пойдет на этот шаг, если получит поддержку людей, мнение которых ему небезразлично. Очевидно, что такая поддержка получена – уже сформирована инициативная группа по выдвижению кандидата, в которую вошли представители различных партий и движений, начиная от лидера национал-патриотов Эдуарда Лимонова и заканчивая членом политсовета СПС Борисом Надеждиным.

Таким образом, носители наиболее левых политических убеждений оказались по одну сторону с политиками право-либерального толка. Неужели осуществилась идея председателя "Комитета-2008" Гарри Каспарова об объединении всех противников нынешней власти? Гениальный шахматист, выдвигая свой тезис, постоянно отказывается от элементарной даже для перворазрядника попытки продумать партию хоть на несколько ходов вперед. Ну, "против", а что дальше? Нет, Михаил Борисович Ходорковский вовсе не так наивен. Видимо, поэтому он и стал преуспевающим предпринимателем и в каждый отдельный период времени делал вполне расчетливые шаги, продумывая заранее, к чему они могут привести. Но, к сожалению, не всегда удается предугадывать ходы противника, особенно если этот противник обладает правом изменять правила игры в любой удобный для себя момент.

Так случилось, что на поприще бизнеса, действуя по тогдашним правилам, Ходорковский сумел стать главой группы "МЕНАТЕП", одноименного банка, а затем и компании "ЮКОС". Поскольку весь бизнес того времени был не вполне законным, наверняка нарушали правила и структуры, подконтрольные Ходорковскому. Цель – сделать более успешной работу своих компаний и заработать деньги для себя. Расчет был простым – никто к этому не придерется, потому что все так делают. Никто и не придирался.

Следующий ход Ходорковского (прошу прощения за невольный каламбур) – сделать отчетность по своей компании прозрачной, для того, чтобы выйти на международный рынок. Цель – увеличить капитализацию "ЮКОСа", приобрести "положение" в мировой бизнес-элите, легализовать собственный капитал. Последствия этого шага тоже нетрудно рассчитать. И в России, и на Западе эти действия будут расцениваться положительно. Так и вышло. Дальше надо было заботиться о своем имидже. И Ходорковский начал вкладывать деньги в структуры гражданского общества, в науку, образование.

На Западе к этому аспекту деятельности Ходорковского отнеслись с пониманием, а вот в России насторожились – активность Сороса давно не нравилась новой российской власти, а тут намечалась явная параллель. Но и это не привело к роковым для Ходорковского последствиям, хотя тревожный звоночек уже прозвучал. Потому что логика партии, которую играл Ходорковский, завела его на поле государственной политики. А это была ловушка. Он сделал, в общем-то, неглупый ход – стал вкладывать деньги в политические партии. Делал он это расчетливо, по принципу "не клади все яйца в одну корзину". Партии были как левые, так и правые, (вспомните, кто входит в инициативную группу по выдвижению Ходорковского!), и это оказалось роковой ошибкой.

Ход оказался проигрышным, потому что власть почувствовала опасность – вот будет сформирована Дума, руководить которой будет Ходорковский, а что он сделает тогда? Ведь он сумеет "продавить" законы, выгодные ему и его партнерам. Ведь он сможет реально противостоять исполнительной власти и даже Кремлю. Или, не дай бог, продаст родину американцам или Европе. Вот тут правила игры изменились. Если и был у Ходорковского расчет, что разорять нефтяную кормушку государство не станет, или что у него такая в мире известность, что никто его лично не обидит, то расчет этот оказался неверен. Ну а дальше все мы помним – Ходорковскому были предъявлены обвинения по уголовным статьям, которые, по известной в России пословице "закон – что дышло, куда повернул, туда и вышло", оказались вполне достаточным основанием осудить непокорного олигарха на 9 лет.

И споры по поводу того, уголовное это дело или политическое, абсолютно бесперспективны. Вероятно, законы нарушал и уголовного наказания заслуживает. Но тогда всех, например, нефтяных олигархов нужно было поставить в равные условия и либо всех посадить в тюрьму, либо заставить заплатить определенный процент от нажитого капитала. Или иным способом решить проблему, но с соблюдением той "равноудаленности", о которой когда-то говорил президент Путин. Поскольку к Ходорковскому было применено "выборочное правосудие", которое правосудием собственно не является, то с таким же успехом Ходорковского можно назвать и узником совести. Так что каждый может выбрать, как ему называть Ходорковского – "уголовно-политическим" или "политуголовным" заключенным.

Какую же партию Ходорковский разыгрывает с тех пор, как его арестовали? Сначала он перешел в защиту и попытался доказать в суде несостоятельность обвинения. Расчет был простой – отличные адвокаты сумеют доказать невиновность. Это был абсолютно проигрышный вариант. Поскольку государство изменило правила игры, переведя Ходорковского на нары Бутырки, обвинение могло вовсе не слушать аргументы защиты (что, по словам адвокатов, оно и делало). Это противостояние без выяснения вопроса "а что будет, если я сдамся?" привело к обвинительному приговору. Партия стала подходить к концу.

Тогда Ходорковский сделал следующий ход. Он написал из тюрьмы несколько статей, в которых, в частности, говорил, с одной стороны, об ошибках либералов (идеологических союзников) и бизнеса (то есть отчасти собственных), а с другой - поругивал власть, которая не допускает свободных выборов из-за того, что на них должны победить левые партии. Ходорковский писал: "Мы допустили много ошибок по глупости, из-за амбиций, из-за непонимания того, что происходит в стране во всей сложной совокупности ее социальных и региональных особенностей - это наши ошибки, а не неизбежный результат либерально-демократических реформ. Еще одна вещь неприятная, но правдивая: в стране есть единственный признаваемый народом институт власти - это президент. Сегодня это так, во многом в результате наших ошибок, и мы должны уметь договариваться".

Этот ход также необходимо признать ошибочным, о чем с поразительной откровенностью поведал "Yтру" известный политолог Сергей Марков. Он предостерегал Ходорковского от выдвижения в Государственную Думу. Но, похоже, что терять экс-главе "ЮКОСа" уже нечего. Партия проиграна. После небольшой подготовки в виде объявления голодовки по поводу заключения в карцер своего больного подельника Платона Лебедева Ходорковский объявил о том, что будет баллотироваться. И он сам, и все те, кто принимает участие в его предвыборной кампании, а также все читатели "Yтра", как, впрочем, и остальные граждане страны понимают, что депутатом Ходорковскому не стать. Зато, если начнется новая партия, изначальная позиция Ходорковского на шахматной доске политического поля будет намного более сильной, чем до вчерашнего дня.

Выбор читателей