Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Становление современного российского рынка бизнес-тренингов началось во второй половине 90-х годов, когда в стране появились первые компании, предлагавшие краткосрочное обучение для профессионалов. Те из них, кому удалось пройти через дефолт и дожить до наших дней, по-прежнему имеют хорошую репутацию, хотя уже не всегда успевают за запросами рынка. Второй пик активности пришелся на начало текущего века. Профессия тренера постепенно становилась все более популярной, в нее приходили специалисты из смежных областей: психологии, педагогики, реже – менеджмента. В это время возникли компании-провайдеры, основная функция которых – четко понять запрос клиента и найти подходящего тренера. Тенденция последнего времени – создание тренинговых компаний бывшими HR-директорами. Отличительной чертой таких организаций является попытка синтеза в рамках одной структуры тренинговых и консалтинговых услуг. В целом можно констатировать, что отечественный рынок тренинговых компаний уже пережил фазу активного роста и стабилизировался. Ежегодно он увеличивается приблизительно на 15%, оборот составляет порядка $170–200 миллионов.
Большая часть этих средств, как нетрудно догадаться, сосредоточена в Москве. Только 15–20 компаний имеют питерскую прописку и примерно столько же разбросано по другим крупным городам России. Всего, согласно справочникам, заявляют о себе как о тренинговых порядка 500 компаний, реально на рынке заметны около 60-ти, и лишь о 25–30 можно говорить, как о сильных компаниях с деловой историей и репутацией. Эти два-три десятка компаний занимают 75-80% рынка, у них же концентрируются самые крупные корпоративные заказы.
Независимые тренеры – отдельная, весьма небольшая, но довольно специфическая группа на рынке. Поскольку спрос на тренинги постоянно растет, а планка выхода на рынок невелика, желающие попробовать себя в этом качестве будут всегда, полагают эксперты. "Однако если на Западе вольный тренер – это тот, чья цена слишком высока, и компании, как правило, не могут позволить себе держать такого профессионала в штате, то в России большинство тренеров именно "вольные". Как правило, это те, кто не смог или не захотел построить сотрудничество с какой-либо одной конкретной компанией, и те, кто просто очень любит самостоятельно работать", – поясняет руководитель отдела информационной поддержки кадрового менеджмента Begin Group Анастасия Каслина. Конкуренцию серьезным компаниям независимые тренеры составляют лишь в тех исключительно редких случаях, когда речь идет о широко известных персонах, таких на рынке насчитывается не более 20–30 человек. При этом многие уже создали собственные компании, поэтому говорить об их независимости можно с некоторой оговоркой.
Примечательно, что в последнее время угроза благополучному существованию тренинговых фирм исходит со стороны потенциальных заказчиков. "Компании, укрупняясь, формируют собственные отделы обучения и стандартные вопросы решают с помощью внутренних тренеров, отнимая работу у тренинговых компаний и свободных тренеров. Этот институт уже стоит на ногах, и если 2-3 года назад в корпоративных учебных центрах не часто работали приличные тренеры, сейчас специалистов хорошего уровня в штате фирм достаточно много", – говорит Виталий Булавин, генеральный директор школы менеджеров "Арсенал". Одновременно происходит рост спроса на формализованные образовательные услуги, предоставляемые в виде компьютерных программ или на иных носителях, что также позволяет экономить на обучении. Например, обучение знанию какого-то продукта не требует присутствия тренера, достаточно текстовых материалов.
Тем не менее, спрос на бизнес-тренинги не иссякает. Правда, если раньше законодателями потребительской моды на данном рынке были западные компании, то в последние 1,5 года на эту роль активно претендуют российские организации. Сейчас тренинги заказывают самые разные компании, однако для многих обучение сотрудников остается в большей степени данью имиджу престижного работодателя, с целью привлечения и удержания персонала. Не очень хорошо отразилось на рынке тренинговых услуг и "дело "ЮКОСА". "После этого эпизода крупные компании снизили активность, потому что "ЮКОС" был, наверное, самой обучающейся компаний. Правила игры в нашей экономической, исходящей из политической, жизни оказались таковы, что потребности в обучении и развитии компетенций крупным компаниям стали меньше нужны. Для их выживания роль компетентности сотрудника значимо уменьшилась. И даже если цифры заказа со стороны крупных компаний не снизились, это может происходить по инерции: есть определенные планы обучения, и они заказывают тренинги, но насущной необходимости не чувствуют. "ЮКОС" в первые месяцы после ареста Ходорковского тоже продолжал обучать своих сотрудников", – говорит Виталий Булавин.
Что касается тематики предлагаемых программ, по-прежнему самыми востребованными остаются тренинги по продажам. Наблюдается спрос на тренинги по финансам. Компании часто проводят тренинги по общему менеджменту (сюда входят навыки управления коммуникации, личной эффективности, тайм-менеджмент и другие базовые навыки для бизнес процессов) и управлению персоналом. Чаще всего внешнее корпоративное обучение проводится для топ-менеджеров и менеджеров среднего звена; в меньшей степени фирмы склонны обучать узких специалистов и новых сотрудников. Предпочтение отдается краткосрочным одно-двухдневным тренингам. Перестали пользоваться популярностью открытые тренинги, на которые посылались по 1-2 специалиста от нескольких компаний, теперь акценты сместились на корпоративные программы для целой группы сотрудников одного предприятия. При этом клиенты стали более разборчивыми и грамотными, они требуют конкретных результатов и четкого понимания того, как изменятся параметры их бизнеса после проведения обучения: уровень прибыли, объемы продаж, мотивация. Самые дорогие программы обучения стоят более $3000 за один день корпоративного тренинга. Но таких продаж на рынке краткосрочного обучения – единицы. В среднем же цены колеблются от $2000–2500 в день за программы, проводимые известным тренером и компаниями-лидерами, до $300 у мелких провайдеров или малознакомых рынку независимых тренеров.
Украинское руководство не собирается сдаваться