Составлен фоторобот типичного русского

Ученые исследовали генофонд русского народа. Исконно русские гены обнаружились там, где их никто не ожидал найти. Неосновательными оказались и традиционные представления о степени родства разных национальностей

Вы когда-нибудь видели природно русского человека? Говорят, что таких в стране – 80%, но до недавнего времени об облике эталонного русского можно было судить разве что по картинам "передвижников" да по кинематографическим Иванам и Марьям. Лишь в последние годы в широкой печати были опубликованы портреты характерных представителей населения русских областей страны. Они были созданы исследователями на основе фототеки Музея антропологии. Для этого ученым пришлось перевести все фотографии в единый масштаб и, совмещая их по зрачкам глаз, наложить друг на друга. Конечные фотопортреты получились, естественно, немного размытыми, но давали представление о чертах лица типичного русского жителя того или иного региона. К сожалению, по ним невозможно судить о росте, телосложении, цвете кожи, волос и глаз. К тому же антропологи не стали создать фоторобот "русского вообще", абстрагируясь от конкретно-областной специфики, посчитав эту затею малоинтересной с научной точки зрения. Однако словесное описание облика среднестатистического русского существует. Это среднего роста светлый шатен со светлыми глазами – серыми или голубыми. Интересно сравнить этот портрет с внешними данными типичного украинца: он оказался смуглым брюнетом с правильными чертами лица и карими глазами. Курносый нос, как выясняется, не характерен для восточного славянина – он встречается только у 7% русских и украинцев. Намного больше он распространен среди немцев – 25%.

Впрочем, подобные портреты нации, основанные на измерении пропорций тела и выведении среднестатистических показателей, – даже не прошлый, а позапрошлый век науки, давно уже получившей в свое распоряжение методы молекулярной биологии, которые позволяют точнее судить о степени родства как отдельных индивидуумов, так и целых этносов. И вот, специалисты из лаборатории популяционной генетики человека Научного медико-генетического центра АМН заявили о том, что они готовы в скором будущем опубликовать результаты первого масштабного исследования генофонда русского народа, которое они вели в течение последних 3 лет. Выводы, к которым они пришли, содержат немало неожиданного. Так, оказалось, что ареал распространения исходных русских генов охватывает не только территорию Среднерусской возвышенности и русский Север, но и восточные регионы Эстонии, Латвии, Белоруссии и Украины, со всей очевидностью показывая несовпадение национальных и политических границ.

Исконно русские гены сохраняются в основном в деревнях и малых городах, тогда как в мегаполисах генофонд русского народа стремительно размывается.

В ходе исследования выяснилось также, что традиционные представления о степени родства разных национальностей с точки зрения генетики зачастую не имеют под собой основания. В частности, "генетическое расстояние" между русскими и так называемыми финноугорскими народностями (коми-зырянами, вепсами, мордвой, марийцами и др.), проживающими на территории РФ, составляет всего 2-3 условных единицы. В то же время расстояние между русскими и финнами на порядок больше – 30 единиц. Украинцы с Левобережья Днепра так же близки к нам, как и марийцы, а вот украинцы из Львова – почти в 10 раз дальше.