Пираты доживают последние дни

Проблема засилья контрафактной продукции, кажется, сдвинулась в сторону наиболее правильного ее решения. По данным Роспатента, стоимость лицензионных аудио- и видеодисков вплотную приблизилась к пиратским аналогам




Проблема засилья контрафактной продукции в России (по некоторым позициям число подделок достигает 90%), похоже, наконец-то сдвинулась в сторону наиболее правильного ее решения. По данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), стоимость лицензионных аудио- и видеодисков вплотную приблизилась к пиратским аналогам. "Если раньше подделку от лицензионной продукции можно было легко отличить по цене, то сейчас эта ценовая диспропорция практически ликвидировалась", – заявил руководитель данного ведомства Борис Симонов на вчерашней пресс-конференции в Москве. Возможным это стало благодаря разъяснительной работе, проведенной с зарубежными производителями, в частности, Warner Home Video, в результате которой цены на их продукцию снизились в 1,5-2 раза. "Раньше очень большую составляющую в стоимости каждого диска ($6-7, иногда $10) составляли авторское вознаграждение и собственная прибыль компании, – говорит глава Роспатента. – А основными потребителями подобной продукции являются молодые люди, которые не имеют так много свободных денег в своем кармане. Нам удалось убедить в этом промышленные компании". Как следствие – появилась тенденция к уменьшению доли контрафактной продукции, хотя, конечно, нельзя сказать, что ситуация изменилась коренным образом.

Меняется также и отношение к пиратам со стороны правоохранительных и судебных органов. Раньше преступления в области нарушения прав интеллектуальной собственности считалось малозначимыми, не причиняющими обществу серьезный экономический и моральный ущерб. Виновные в основном отделывались штрафами или незначительными условными сроками. Хотя максимально возможное наказание по статьям о нарушении авторских прав – лишение свободы на срок до 5 лет, ни одно такого приговора российский суд пока не вынес. Но зато количество подобных дел в последнее время резко возросло и по итогам текущего года должно перевалить за тысячу. "Судебная практика в данной области пока только складывается, когда начнутся повторные иски против злостных нарушителей, наказание для них будет уже более жестким", – поясняет сердобольность судей Борис Симонов. Следующий год будет более "урожайным" в этом плане, надеются в Роспатенте.

Сама по себе законодательная база РФ в рассматриваемой области, по мнению чиновников, достаточно хороша, однако в ней пока остаются лазейки для мошенников. Например, существование т.н. организаций по коллективному управлению авторским правом. Закон не регламентирует, но и не запрещает подобной деятельности. Любой желающий может зарегистрировать такую компанию, а потом обращаться, скажем, на радиостанции или телевидение с предложением взять на себя заботу о передаче авторам полагающихся им отчислений, т.е. вещатель переводит деньги этой компании, которая в свою очередь, якобы отдает причитающийся гонорар правообладателю. Вот только делает она это лишь в том случае, если автор сам предъявит соответствующие претензии. Разыскивать же его добровольно никто не собирается. Планируется внести изменения в законодательство, исключающие возникновение подобных ситуаций.

Борьба с контрафактной продукцией наиболее заметна именно в области аудио- и видеопродукции. Достаточно вспомнить показательные бульдозерные "похороны" фальшивых дисков или недавно появившуюся телерекламу, пропагандирующую постулат о том, что покупка нелицензионных CD – это совсем не смешно. Разумеется, в первую очередь это свидетельствует о заинтересованности в перевоспитании потребителей самих производителей данного вида товаров. Но и государство, по всей видимости, вносит свою лепту. Ведь среди основных поставщиков мультимедиа в Россию – США, а незащищенность авторских прав в нашей стране – одна из ключевых претензий со стороны Америки, выдвигаемых в процессе переговоров по вступлению России в ВТО. Впрочем, наши государственные деятели не забывают и Штатам попенять на их упущения в данном вопросе. "Мы призываем указывать конкретных виновников, к которым можно применить соответствующие нормы законодательства. Однако за прошлый год организация, которая представляет интересы правообладателей США, подала всего 2 заявления о нарушении авторских прав, а, например, Procter&Gamble подает более 200 таких заявлений в месяц, и подделок ее продукции на российском рынке менее 1%", – констатирует Борис Симонов.

Выбор читателей