ЦБ:
USD
56,76
EUR
63,67
Присоединяйтесь
Новости партнеров

Правительство обломало российские крылья




Почти 4 года подряд авиационные чиновники и многие руководители отечественных авиакомпаний с гордостью говорили о беспрецедентном 20-30%-ном росте авиаперевозок в России. Но сегодня положение изменилось. Рост авиаперевозок в стране резко сократился, если не сказать, прекратился вообще: 19 из 35 отечественных авиакомпаний заявили о том, что терпят убытки из-за спада перевозок.

Отечественный авиарынок пребывает в состоянии упадка и стагнации. О причинах этого состояния много и очень эмоционально говорили участники 3-й профессиональной конференции по воздушному транспорту "Крылья России", которая не так давно состоялась в Москве. Тон дискуссии задал генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов, заявивший о том, что основной причиной спада перевозок является катастрофический (на 60% по сравнению с 2004 г.) рост цен на авиатопливо. В связи с этим реальная стоимость авиабилета экономического класса выросла за последнее время более чем на 20% и составила почти 6 тыс. руб., или более $200, что превышает аналогичную цифру в Европе. При этом, как известно, уровень доходов европейцев значительно выше, чем у россиян.

Но это, как говорится, явная причина, и она лежит на поверхности. А основной глобальной, если хотите, системной причиной спада авиаперевозок в России, по мнению Окулова, является отсутствие главного штаба в отрасли и постоянные реформы, которые никак не могут завершиться. В самом деле, авиационные проблемы решаются сегодня во множестве ведомств: аэропортов – в одном, управления воздушным движением – в другом, международных отношений – в третьем, сертификации воздушных судов – в четвертом... А у семи нянек, как известно, дитя без глаза.

Валерия Окулова поддержал генеральный директор авиакомпании "ЮтЭйр" Андрей Мартиросов, который обрушился с резкой критикой на деятельность правительства. По его мнению, оно до сих пор не определилось с приоритетами в области авиаперевозок. Изменения, которые нужны всем – индустрии, пассажирам, экономике, – проводятся слишком медленно. Роль государственных структур в деле укрепления отрасли с 1991 г. до настоящего времени двояка. С одной стороны, чиновники продвигали концепцию авиаперевозок для масс; с другой – установили такие ставки налогообложения, словно это предмет роскоши. Усилили рост конкуренции среди авиалиний – но не взяли на себя функции контроля наших партнеров-монополистов (аэропорты, топливозаправочные комплексы, КБ). Стимулировали конкуренцию – но выдавали преференции некоторым соперникам; освободили рынок – но продолжали микроуправление индустрией; говорили о либерализации – но придерживались правил государственной собственности.

Если положение в отрасли кардинально не изменится в ближайшее время, то деградация отечественной гражданской авиации неизбежна. А это означает новое падение объема авиаперевозок, разорение отечественных авиакомпаний и сдача позиций зарубежным конкурентам.

Возможно ли исправить ситуацию в нынешних условиях: при наличии устаревших самолетов, росте цен на горючее, отсутствии современных технологий продаж, невозврате НДС и административной чехарде? Специалисты полагают, что скорее да, чем нет. По словам того же Окулова, необходимо полностью отменить все таможенные пошлины и НДС, которые составляют почти 40% от стоимости приобретения самолетов западного производства. Этот шаг позволит сделать отечественные авиакомпании конкурентоспособными, выйти на международный рынок авиаперевозок и закрепиться на внутреннем рынке. Во-вторых, необходимо ввести регулирование и фиксированные цены на авиатопливо: если правительство и нефтяники сумели "заморозить" стоимость бензина, то почему бы это не сделать с авиационным керосином? В-третьих, правительство должно предпринять реальные шаги по модернизации управления российской авиационной промышленностью, установить нормальные отношения между производителями и эксплуатантами авиатехники, ликвидировать монополизм в отношении стоимости ремонта самолетов, авиадвигателей и авионики отечественных лайнеров.

Все эти советы вполне выполнимы, однако они то ли не доходят до правительства, то ли игнорируются. И все же стучать в двери правительственных кабинетов необходимо как можно чаще, и не робко, как сейчас, а кулаками – а лучше ногами. В противном случае у нас никогда не будет национальной гражданской авиации.

Постоянный адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2005/11/21/496935.shtml
Смотрите также: "Друзья" оставят Россию без денег и без технологий | В небе России все борются против всех | Крах российской гражданской авиации | Очередное фиаско российского авиапрома | Российская авиация: вражда в небесах и на земле |
X

Благодарим Вас за подписку!

Пожалуйста, проверьте свой электронный почтовый ящик для подтверждения подписки.

Не пришло письмо?

Выполните следующие действия для решения проблемы:

1. Убедитесь в правильности введённого адреса электронной почты.

2. Проверьте папку "Спам".

3. Подождите несколько минут и снова проверьте почту.

Выбор редакции

В деле отца Захарченко засветился крупный чиновник

Виктор Захарченко получил фиктивную работу в банке по указанию экс-замглавы департамента столичного имущества

Джигурда заработал на разводе

Превратив свой развод в "мыльную оперу" для российских телеканалов, актер заработала более 5 миллионов рублей

В НАТО поужинали против РФ

Трамп назвал главные угрозы для членов организации – РФ в числе первых, наравне с ИГ

Названы золотые детки России

Сын совладельца "ЛУКОЙЛа" - 27-летний Юсуф Алекперов - возглавил рейтинг богатейших отечественных наследников

Луганщине грозит техногенная катастрофа

Киев прекратил утилизацию отходов химпрома на подконтрольных ВСУ территориях Донбасса, что угрожает рекам региона

Савченко хочет власти

Депутат Верховной рады Украины заявила, что готова взять на себя бразды правления страной
СМИ 2
Также в разделе

В ФБК нашли применение миллиардам Пригожина

Сотрудник фонда опроверг обвинения, выдвинутые Навальным, о краже миллионов Минобороны

Миллионам россиян выдадут талоны на еду

Со следующего года бедным гражданам положены продуктовые корзины с товарами отечественного производства

Европа воюет с российским газом

Латвия усиленно вставляет палки в колеса строительству "Северного потока - 2", а Польша возмущена "монополией" "Газпрома"

Штаты и ЕС споткнулись о Россию

У Брюсселя и Вашингтона нет единой позиции в отношении РФ, но в чем именно проявились разногласия - неизвестно
В других разделах