Иран знает все американские трещинки

В случае атаки Иран, как пишет The Sunday Times, собирается задействовать 40-тысячную армию смертников, которые готовы будут нанести удары по самым чувствительным вражеским объектам




Воскресный день был богат на высказывания по поводу иранской ядерной программы. В пасхальном послании верующим эту тему затронул Папа Римский Бенедикт XVI, призвавший выбрать "достойный" путь решения конфликта. Генсек ООН Кофи Аннан заявил, что общение с Ираном должно вестись мировым сообществом только посредством переговоров, поскольку любая военная кампания лишь ухудшит и без того напряженную международную ситуацию. В свою очередь премьер-министр Великобритании Тони Блэр сообщил, что в вопросе решения ядерной проблемы Ирана его страна будет руководствоваться исключительно дипломатическими методами и "не будет оказывать военную поддержку Вашингтону, даже если все мировое сообщество будет на стороне США".

Все эти высказывания венчают всплеск дипломатической активности, вызванной событиями прошлой недели. Напомним, что в четверг в Тегеран прибыл директор МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи. Накануне визита стороны, как водится, обменялись заявлениями. Директор МАГАТЭ источал неизбывное миролюбие. Он сказал, что не готов "подтвердить, что Иран обогатил уран до уровня свыше 3,5%, который может использоваться в военных целях", потом добавил, что в иранской ядерной проблеме "еще многое предстоит прояснить", и увенчал свои рассуждения уверениями в том, что "надеется на достижение компромисса". Иранские официальные лица повели себя совершенно противоположным образом. Президент Махмуд Ахмадинеджад заявил, что Иран "является ядерной державой" и никто не может отнять у него право "обогащать уран в промышленных масштабах с использованием 54 тысяч центрифуг", к каковой деятельности он уже приступил. Тем не менее визит аль-Барадеи в Тегеран состоялся. На встрече с секретарем Высшего совета национальной безопасности Али Лариджани глава МАГАТЭ предложил иранцам прекратить обогащение урана до момента, пока не будет урегулирован международный кризис, связанный с ядерной программой ИРИ. Ответ Лариджани прозвучал издевательски: "предложение такого рода не имеет никакого смысла", поскольку Иран и так конструктивно сотрудничает с МАГАТЭ. Чтобы рассеять все сомнения в том, какова точка зрения Тегерана на переговоры по поводу ядерной программы, с заявлением выступил Ахмадинеджад. Он сказал: "Наш ответ тем, кто взбешен потому, что мы завершили ядерный цикл, можно выразить в одной фразе. Мы скажем им: "Злитесь на нас, и вы умрете от этой злости. Мы ни с кем не будем обсуждать нашего права на обогащение урана".

Дипломатические усилия МАГАТЭ проходили под аккомпанемент жестких заявлений, которыми обменялись госсекретарь США и президент Ирана. Кондолиза Райс потребовала от Совета Безопасности ООН выслушать очередной доклад МАГАТЭ, запланированный на 28 апреля, а затем принять резолюцию, предусматривающую введение санкций и применение силы против Ирана на основании ст.VII Устава ООН. Европейские союзники Америки дали понять, что против введения экономических санкций они не возражают, однако Россия и Китай продолжают настаивать на том, что возможности дипломатического решения вопроса еще не исчерпаны. Китай, например, выразил "беспокойство" по поводу того, что чрезмерная критика Ирана не способствует конструктивному течению переговорного процесса. В Вашингтоне, однако, заявляют, что "Иран может получить бомбу через 16 дней после того, как будут задействованы 54 тысячи центрифуг", так что мешкать некогда. Впрочем, Буш несколько раз на прошлой неделе опровергал слухи о том, что США готовятся к военной операции против Ирана.

В свою очередь Ахмадинеджад ответил на слова Райс в том смысле, что она свободный человек и может говорить все, что угодно, однако Иран "не придает ее словам никакого значения". Тем не менее, ИРИ предостерегает Америку от принятия решения, предусматривающего силовой вариант выяснения отношений. Главнокомандующий Корпусом стражей исламской революции Ирана Рахим Сафав сообщил, что Тегеран готов ответить на любую вероятную угрозу, намекнув, что вооруженные силы США в регионе очень уязвимы. А The Sunday Times приводит информацию о том, что в случае атаки на свои ядерные объекты Иран собирается предпринять ответные меры. По сведениям издания, иранцы создали армию из 40 тыс. смертников, которые готовы совершить теракты в разных странах мира. Причем объекты, которые должны подвергнуться нападению, уже определены и расставлены по ранжиру. Один из высокопоставленных иранских представителей заявил: "Мы готовы нанести удары по самым чувствительным американским и английским объектам". Газета предполагает, что Иран попытается организовать взрывы нефтехранилищ в Персидском заливе, а также задействовать смертников для проведения нападений на американских и английских солдат в Ираке. Однако самым чувствительным ответом стало бы нанесение ударов по американским дипломатическим и стратегическим объектам по всему миру, в частности, на территории США. Газета ссылается на экспертов, которые утверждают, что "под командованием Ирана находятся значительные силы, обладающие гораздо большим оперативным потенциалом, чем "Аль-Каэда". Имеется в виду "Хезболла", у которой есть свои ячейки по всему миру и которая "не раз проводила операции по заданию Ирана". Вывод, сделанный экспертами, таков: "Конгресс не должен разрешать администрации начинать новую войну, результаты который непредсказуемы или, того хуже, известны слишком хорошо".

Есть еще один фактор, на который следует обратить внимание. Силовые действия США и их союзников приведут к всплеску антиамериканских настроений, которые также используются Ираном в его информационной борьбе с Америкой. Так, в субботу в Тегеране Ахмадинежад встречался со спикером парламента Венесуэлы Николасом Мадоро. Иранский президент заявил, что "господствующие державы мира, в особенности преступный режим США, в настоящее время сталкиваются с бесчисленным количеством проблем, которые явились следствием их вмешательства во внутренние дела многих стран мира". Его собеседник призвал углублять сотрудничество "между революционными группами Ближнего Востока и Латинской Америки" и пообещал, что латиноамериканцы будут использовать "опыт исламской революции в Иране".

Выбор читателей