В сердце Гималаев зреет революция

В столице Непала вот-вот разразится катастрофа. Многолетний конфликт оппозиции с монархом вылился в неконтролируемые беспорядки на улицах столицы. Боевики в горных районах готовы присоединиться к рабочим и крестьянам


ФОТО: AP



Непальская оппозиция уже который год палит машины, разводит костры прямо на кольцевой дороге Катманду, бесцеремонно рубит вековые деревья, когда кончается топливо и с топорами наперевес позирует туристам – словом, жжет, жжет во имя демократии.

Король Гьянендра Бира Бикрам Шах, абсолютный властитель этой горной страны, крайне недоволен поведением оппозиции. Для начала он распустил парламент (в 2002 г.), однако это не помогло, и тогда король решил прибегнуть к силовым мерам. Демократы в ответ зажгли с удесятеренной силой.

Противостояние в Катманду, столице Непала, потихоньку приобретает черты революции. Сегодня на улицах города царит хаос, в котором не различить ни демократов, ни монархистов, ни туристов – сплошной смог и сленг.

"Мы будем протестовать даже несмотря на решение, которое примут семь партий. Нам вообще не нужен король. Если он пообещал отдать власть народу, то пусть убирается из Непала", - перекрывая шум, излагает один из протестующих. Он – один из тысяч радикально настроенных рабочих и студентов, собравшихся под флагом оппозиции.

Здесь потребуются кое-какие объяснения. "Семь партий" – это оппозиционный альянс, выступающий против режима Гьянендры. Манифест они позаимствовали из мировой классики: "Мы будем бороться до победы, мы хотим свободы и демократии".

Борьба тянется уже много лет, и в последнее время власть стала сдавать. Король заявил, что готов восстановить парламент, передать ему исполнительные полномочия, и даже предложил оппозиционерам самим выбрать спикера. Победа!

Ничего подобного. Семь партий пошушукались, и показали королю шиш – война продолжается! В чем же дело? Неужели щедрое предложение Гьянендры не удовлетворяет требованиям "свободы и демократии"? Удовлетворяет, отвечают лидеры сопротивления, только этого мало. Король должен изменить конституцию, вычеркнув оттуда свой абсолютизм, и сейчас же назначить выборы в парламент. Одно дело – обещать, совсем другое – уступить. Пока монарх не возьмет в руки перо и не исправит в Основном законе слово "король" на "парламент", рабочие и студенты на улицах будут считать, что он их обманывает и хочет поссорить друг с другом. Помните – "Мы будем протестовать даже несмотря на решение, которое примут семь партий"? Так-то.

"Заявление короля - это обман!", а если и не обман, то все равно - "Слишком мало, слишком поздно", - скандируют радикалы, слишком далеко зашел король, чтобы повернуть вспять революцию.

Катманду волнуется и дымит, кольцевая дорога перекрыта мешками с песком, на мешках восседают небритые революсьонарио, демонстрируя безразличие к полиции. Толпы изрыгают оппозиционные кричалки, предводители общаются с прессой на ломаном английском. Ни телеграф, ни мобильная, ни телефонная связь в городе не функционируют.

Этот конфликт при всей его нелепости отнюдь не шуточный. К рабоче-крестьянскому движению присоединяются горные боевики, которым автоматные очереди слаще всех идей на свете. Им заявление Гьенендры также пришлось не по душе.

Мирные и политически пассивные горожане с тоской наблюдают уличные сражения и желают только одного – чтобы все это поскорее кончилось, не важно, выборами или расстрелами, лишь бы снова в Катманду вернулось спокойствие, а за ним туристы и пиастры.

Вот как выражает народную волю туристический гид: "Эти парни у костров не хотят понимать, что в любом случае власть получат не они. А мой бизнес приблизился к полному нулю…"

Но политикам его мнение неинтересно. США и Индия поддерживают Гьянендру на пути к установлению демократии в Гималаях, в то время как сами гималайские демократы ругают короля и прочищают стволы.

"Если оппозиция отвергнет предложение короля, я думаю, монархия не продержится долго, и мы станем свидетелями революции", - полагает посол США в Непале Джеймс Мориатри.

С другой стороны, принять предложение тоже нельзя - позади заградотряд маоистов: "Если лидеры семипартийного альянса пойдут на компромисс с королем, маоисты их просто уничтожат как предателей", - говорит дипломат, работающий в центре событий.

Выбор читателей