Россия ударит Китаем по амбициям Запада

Демонстрация полного единодушия в отношениях России и Китая как в области военно-промышленного сотрудничества, так и в сфере международных отношений является частью новой российской стратегии национальной безопасности




Вчера в Пекине состоялось совещание министров обороны стран-членов Шанхайской организации сотрудничества, в которую входят Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. Напомним, что ШОС не является военно-политическим блоком, однако в уставе организации предусмотрено сотрудничество в области противодействия терроризму. На встрече рассматривались вопросы международной и региональной безопасности. По итогам совещания было объявлено, что в будущем году на территории РФ пройдут антитеррористические учения с участием войсковых подразделений и авиации, в которых примут участие вооруженные силы всех членов ШОС. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что итоги заседания следует признать "полностью успешными".

Россию на этом мероприятии представлял вице-премьер правительства, министр обороны Сергей Иванов, который в ходе подготовки к визиту и во время пребывания в Китае сделал ряд важных заявлений, касающихся российской оборонной политики, а также двусторонних отношений между военными ведомствами РФ и КНР. Иванов сообщил, что в российской армии интенсивно проходит процесс вооружения и переоснащения. Так, на вооружение отечественных ВВС уже в этом году поступят самолеты Су-34, которые "полностью отвечают тактико-техническим характеристикам и задачам, выдвинутым ВВС России". Министр отметил, что ставка делается не на количественный рост вооружений, а на его качественное совершенствование – техника, которую используют российские военные, должна быть самой современной в мире. Только таким образом Россия сможет обеспечить эффективную оборону страны, и Иванов пообещал, что "в ближайшее время все убедятся в этом". В подробности глава оборонного ведомства входить не стал, однако подчеркнул, что последние испытания российского ракетно-ядерного комплекса, проведенные несколько дней назад, позволяют говорить о том, что "абсолютная безопасность России будет обеспечена до 2030-2035 гг. при любом развитии военно-политической ситуации в мире". Эти слова являются ответом американским военным экспертам, опубликовавшим в конце марта доклад, в котором утверждалось, что США "вернули себе ядерную монополию" и могут "одним ударом" уничтожить российские ядерные силы.

Следует отметить, что в то время, когда Иванов находился в Китае, в Санкт-Петербурге проводился семинар руководителей комитетов парламентов государств-участников СНГ по вопросам обороны и безопасности. После семинара председатель комитета ГД по безопасности Владимир Васильев сказал, что "у России, наконец, появилась четкая стратегия в области национальной обороны и безопасности", основанная на "четких и прагматичных позициях".

Если суммировать высказывания Иванова и Васильева, становится очевидно: российская стратегическая доктрина не ограничивается пространством СНГ, а информация о совершенствовании военной мощи государства адресована не только США и их союзникам по НАТО, но и ближайшим соседям России, которые не должны недооценивать ее военный потенциал и политические амбиции.

Визит С.Иванова в Китай должен был, как предполагалось, дать новый импульс двустороннему сотрудничеству в военной сфере. Российский вице-премьер провел встречи с главой Госсовета Китая, с министром обороны и другими официальными лицами. Иванов отметил, что в настоящее время "у нас нет претензий друг к другу": пограничный вопрос, "который был тормозом в наших отношениях последние 40-50 лет", наконец, решен, а провозглашение в Китае 2006 года "Годом России" наглядно демонстрирует "высочайший уровень сотрудничества и свидетельствует об обоюдном стремлении развивать стратегическое взаимодействие". На встрече с министром обороны Цао Ганчуанем в Центральном военном совете КНР, где обсуждались вопросы развития российско-китайских отношений в области военного и военно-технического сотрудничества, Иванов сказал, что Россия рассматривает Китай как своего стратегического партнера. Характерно, что фразу о партнерстве, и даже о "привилегированном партнерстве" на протяжении всего визита он повторял неоднократно. Глава оборонного ведомства России подчеркнул, что российско-китайские военные учения "Мирная миссия-2005" являются "самым показательным событием, демонстрирующим нынешнее состояние военного сотрудничества" двух государств, причем "у обеих сторон есть осознанное стремление продолжить практику проведения таких мероприятий и в будущем". Видимо, совместные с Китаем учения на территории России в рамках ШОС можно рассматривать в качестве продолжения подобной практики. Иванов также не исключил, что, если китайская сторона проявит заинтересованность, Россия готова обсудить возможности закупки Китаем самолетов Су-34, а также, в "исторической перспективе", рассмотреть вопрос об участии КНР в разработке авиационного комплекса следующего поколения.

Не исключено, что демонстрация полного единодушия в отношениях России и Китая как в области военно-промышленного сотрудничества, так и в сфере международных отношений является частью новой российской стратегии национальной безопасности, о формировании которой говорил Владимир Васильев. Доказательством тому служат некоторые заявления Владимира Путина, сделанные им вчера в Томске на совещании с губернаторами Сибирского федерального округа. Так, президент отметил, что Россия на мировом рынке часто сталкивается с методами недобросовестной конкуренции: "несмотря на большие потребности в энергоресурсах, нас пытаются под всяческими предлогами ограничить, то на севере, то на юге, то на западе". В связи с этим Россия, по мнению главы государства, должна искать новые рынки сбыта, вписываться в процессы мирового развития. Путин предложил обратить особое внимание на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые развиваются огромными темпами и нуждаются в кооперации с Россией. Развитие сотрудничества с Китаем и другими странами АТР приведет к росту экономической активности в Сибири и на Дальнем Востоке, поможет становлению российской промышленности, изменит демографическую ситуацию в регионе, которую Путин назвал "ужасной проблемой, особо остро стоящей в Сибири" и угрожающей "целостности государства".

Таким образом, военно-промышленная кооперация с Китаем является частью более широкой стратегии национальной безопасности России, которая все больше ориентируется на Восток.

Выбор читателей